Двенадцатого мая гостем Рыбаковского театрального фестиваля должен был стать театр из Донецкой народной республики. Из-за обстановки на территории Украины театр не смог выехать на гастроли. Поэтому было принято решение открыть второй конкурсный день совместным проектом — спектаклем «Зверь» по пьесе Гиндина и Синакевич.
Над спектаклем работали режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Василий Маслий, художник-постановщик, заслуженный работник культуры ДНР Руслан Фадиенко и помощник режиссёра Галина Ульева.
Премьера постановки состоялась в конце марта 2022 года, в рамках Рыбаковского фестиваля тамбовский спектакль представляет внеконкурсную программу. Василий Маслий поясняет: в этом спектакле «есть частичка донецкой души».
— Мы были в Тамбове на гастролях в прошлом году с другим спектаклем. Нам предложили поставить спектакль, и мы, конечно, согласились. Относительно быстро выбрали пьесу в духе времени. Работа с Тамбовским драмтеатром проходила легко, здесь хороший сплочённый коллектив. Не было трудностей, команда театра понимала, какие творческие задачи перед ней стоят. Постановка сложная, но получилось всё настолько гладко, что хочется ещё и ещё сотрудничать, — говорит художник-постановщик, заслуженный работник культуры ДНР Руслан Фадиенко.
Для режиссёра-постановщика, заслуженного деятеля искусств Украины Василия Маслия совместный проект стал первой работой за пределами Донецкой народной республики. Его покорила удивительная теплота театральной команды, открытость и, конечно, талант.
— Перед началом работы над постановкой очень переживал, так как понимал, что попадаю в один из старейших театров России с большой историей. А это определённая ответственность. На первой читке, скажу честно, у меня руки тряслись от волнения и переживаний. Но душевность команды покорила, мы быстро нашли общий язык со всей постановочной группой, — уточняет Василий Маслий.
По словам режиссёра-постановщика, театр живёт, когда в репертуаре есть классика — это основа коллектива. В то же время театр должен идти в ногу со временем, должен в унисон дышать со зрительным залом, чтобы истории, показанные на сцене, имели отклик в сердцах современников.
В основе сюжета — техногенная катастрофа, которая практически уничтожила человечество. Те, кому удалось выжить, оказались отброшены в начало эволюционной цепи: как первобытные люди, главные герои пьесы Отец, Мать и Дочь собирают коренья, спят, где придётся, и живут, следуя зову своих инстинктов. «Говорят, что раньше над землёй висело два солнца, одно – это, а другое такое горячее, что никто не мог жить. Потом второе солнце потухло, стало прохладнее, и тогда все стали жить на земле».
Постановка «Зверь» — это спектакль о любви, которая способна преодолеть любые разделения. Но… он — Зверь, а она — Человек. Главные герои так молоды и чисты, что стоят вне любых различий и предрассудков. Их любовь — абсолютное чувство, не обременённое какими–либо предубеждениями и комплексами. Но у героини есть Отец и Мать, которые обязаны найти для Дочери себе подобного, чтобы продолжить жизнь на земле. Режиссёр ставит героев перед нелёгким выбором, равно как зрителей. Но в жизни каждый из нас должен сделать его сам — театр лишь помогает найти свои ценности.