Необычный экслибрис поэта
Знаменитый русский поэт Алексей Жемчужников (1821-1908) жил и умер в Тамбове. Он автор замечательных стихов, в том числе и романса «Журавли» (12+). Поэт огромного таланта, он вместе с братьями и Алексеем Толстым создал настолько яркий образ Козьмы Пруткова, что читатели готовы верить в авторство этого самоуверенного мифического героя. Убедительность, реалистичность образов Жемчужникова позволяет им жить как бы своей жизнью, без автора.
Вот и геральдический книжный знак его брату Владимиру Михайловичу внешне похож на дворянские экслибрисы, словно бы его фамильный герб разрабатывали герольдмейстеры: помпезный, с претензиями, с девизом. А девиз-то какой — «Правдою, любовью и честью», который мы, уже знакомые с Прутковым, готовы прочитать «…и лестью». Лиса, уносящая гроздь винограда, а над ней груда пушечных ядер, словно виноградная гроздь.
Тамбовский Дон Кихот
Хлебнувший немало горя, а потому готовый как Дон Кихот защищать слабых, он вошёл в конфликт с томскими руководителями и был вынужден уехать. Тамбов расположен далеко от Томска, вот Иван Елегечев (1927-2011 годы) и приехал сюда в 1976-м.
Он ехал в Тамбов на всю оставшуюся жизнь. Елегечев задумал писать здесь большую книгу о Мичурине, Рахманинове или Державине, и ему нужен был материал. У меня как раз было немало статей о Державине, и я ими поделился. В итоге он остановился на поэте, моего материала ему было мало, и он вышел на опытнейшего архивиста и мудрого советчика Ходякову, которая дала ценные сведения о Державине и Антонове. Елегечеву был нужен образ чиновника, служащего делу, совестливого, заботящегося о простом человеке. Он искал в жизни Державина пример честного служения.
За время пребывания в Тамбове у Елегечева сначала вышел «Таёжный роман» (16+), сборник рассказов «В русском лесу» (12+), исторический роман «Мангазея» (16+), а в 1984-м роман «Зима» (16+). Он напряжённо работал над романом «Губернатор» (16+) о Державине, который был издан в Воронеже в 1987 году огромным тиражом. Первоначально роман назывался «Паутинка».
Писателю не хотелось расставаться с образом Державина, потому пишет пьесу «Что есть истина» (16+), которая с успехом прошла в Тамбовском драмтеатре. Роман и пьеса вернули в жизнь Тамбова великого поэта Державина. В 1987 году я сделал Елегечеву экслибрис с портретом Державина, который занимал очень важное место в его творчестве.
Чем больше писатель узнавал о кроваво подавленном крестьянском восстании, об Антоновщине, тем больше рос интерес к Антонову. Он начинает писать о том трагическом времени. В 1990-м Иван Захарович завершил работу над сборником рассказов о трагедии сибирских крестьян «Остров смерти» (16+) и роман о трагедии тамбовских крестьян «Оккупация» (16+). Название романа от того, что Красная армия получила приказ оккупировать Тамбовскую губернию.
Его злость на всех коммунистов я не разделял. Но помочь хотелось, уж очень честно, смело и талантливо написано. Понимали, разгорится скандал — будут репрессии. Удалось включить в тематический план, утвердив его и в Тамбове, и в Москве. Говорил, что членом Союза советских писателей написаны книги о войне (не уточняя, о какой). На всякий случай «Оккупацию» разместил в тамбовской типографии, а «Остров смерти» в моршанской типографии.
За иллюстрированием обратились к художнику Бучневу, его тема заинтересовала. Предупредил, что после выхода книг попадём под репрессии, а Бучнев ответил, что «не грех и за крестьян кому-нибудь пострадать». Книги печатались, но вдруг произошёл путч ГКЧП, приведший к разгрому КПСС. Через пару месяцев после путча книги вышли, но они уже не были громом средь ясного неба. Эти два месяца пресса дала массу материалов о большевиках и ГУЛАГе. Жизнь пожалела смелого писателя и не пожалела его книг. Тираж разошёлся, что позволило Елегечеву погасить долг, ведь книги были изданы «за счёт средств автора».
Иван Елегечев был талантливым человеком. Выпустив «Оккупацию», он написал целый ряд портретов: вождя восстания Антонова, мэра Коваля, журналиста Писарева, архивиста Ходяковой.
Власть Елегечева не поддерживала. Исторический роман «Соломенный дворец» (16+) в 1993 году он издавал уже за счёт поддержки предпринимателя. Просить помощи было обидно, поэтому последние годы жизни публиковал книги за свои деньги тиражом даже 20 экземпляров. Так была издана в 1998-м драма «Пушкин в Тамбове» (12+).
Приятно вспомнить, что во второй части романа «Голгофа» (16+), называемой «Белый дом», описал меня, издателя Чернова. Роман вышел в 1994 году, а в 1995-м ещё написал портрет, каким видел меня в романе. Получилось так, что сначала издатель сделал писателю экслибрис, а писатель потом написал его портрет.