Есть такое мудрое выражение: «Некоторые дети так любят школу, что хотят оставаться в ней всю жизнь». Педагог иностранного языка Татановской школы и победитель конкурса «Учитель года-2023» Елена Рихтер говорит, что всегда хотела работать в школе. Любовь к педагогической профессии появилась не случайно, а благодаря родственникам и первому учителю.
Так началась любовь к иностранному языку
Путь в педагогику у Елены Рихтер был, пожалуй, предопределён судьбой. В двух поколениях в семье четверо учителей — два учителя истории и два преподавателя английского языка. Елена вспоминает, как в детстве восхищалась родственниками и всегда после уроков играла «в школу».
— Когда ты воспитываешься в среде педагогов, то это накладывает определённый отпечаток на всю жизнь. Я родилась в простой семье: мама была кладовщицей в совхозе «Цна», а папа большую часть жизни проработал водителем, но при этом отчасти был учителем — преподавал вождение. Моя крёстная трудилась в городской школе № 32, а вторая тётя — в школе в Севастополе, — уточняет педагог.
Безусловно, на выбор профессии повлияла и первая учительница Елена Колодина. Педагог вдохновляла своей работой, внимательным отношением к детям из дома-интерната, которые учились вместе с Еленой Рихтер.
— А когда я была в пятом классе, у нас начались уроки английского языка, и для меня открылся удивительный мир других культур и традиций. Педагог Любовь Давыдова рассказывала, как она ездила за рубеж, и для ребёнка сельской школы эти истории были чем-то невероятным. Так началась моя любовь к иностранному языку.
После школы Елена поступила в ТГУ имени Г.Р. Державина на переводчика, а через год перевелась на отделение филологии. Годы студенчества, по её словам, — это очень интересное время, особенно если быть социально активным студентом. Когда пришло время производственной практики, Елена обратилась в родную школу, где под своё крыло её взяла бывший классный руководитель Елена Уткина. Глядя на талант и большую любовь к детям, ей предложили остаться работать в школе старшей вожатой. Так, с 2013 года у Елены Рихтер началась профессиональная жизнь в Татановской школе:
— Я училась в одноэтажной сельской школе, а пришла работать в школу агробизнеса. В один момент я стала коллегой учителям, которые помнят меня ребёнком. Коллектив нашей школы действительно профессионалы своего дела.
Говорить на одном языке
Говоря о методиках преподавания и о том, как же увлечь современного школьника занятиями, Елена Рихтер делится: благодаря технологическим возможностям Татановской школы удаётся оставаться с учениками на одной волне.
Учить иностранные языки не просто, случается, что дети теряют мотивацию. В таком случае педагог пытается показать предмет на бытовом уровне — поискать английские слова в любимой видеоигре или просто вокруг себя, среди домашних предметов. Когда дети могут найти практическое применение своим знаниям, это разжигает их интерес к учебе.
— Учащиеся часто спрашивают: «А зачем учить иностранный язык, ведь я же живу в России?» Пытаюсь им донести, что английский язык служит для общения большинства людей на земле. Можно приехать в любую страну и везде чувствовать себя свободно, легко выражать свои мысли и понимать других людей, — говорит Елена Рихтер. — А ещё бывает, что в таких случаях достаю «тяжёлую артиллерию» и интересуюсь: какая ваша любимая игра? Обычно дети отвечают, что это Майнкрафт. Тут у меня второй вопрос: а что такое «крафтить», что такое «скилы»? Тогда они понимают, что иностранный язык уже давно интегрировался в их речь, а они этого даже не заметили. Сегодня язык не живёт сам по себе, он неотрывен от нашей повседневности.
Совет молодому учителю
Стать участником конкурса «Учитель года» Елена решила по совету директора школы Ольги Илларионовой. Признаётся, что испытывала одновременно и радость, и волнение, так как боялась переоценить свои силы. Но когда за спиной сильный и творческий коллектив, то это окрыляет. Придала уверенности и поддержка дома, а ученики вдохновили на создание открытого урока, где ребята смогли очутиться в зоопарке и изучить животных.
— Внеклассное мероприятие было на тему экологии. Ребята на занятии получили экотрекеры полезных привычек, ручки из переработанной бумаги, а ещё узнали, что новогодняя ёлка может быть не только срубленной или искусственной, но и живой! Я на урок принесла такую ёлку, а когда станет теплее, мы вместе высадим её на территории школы. Для своего мастер-класса выбрала технологический приём, который помогает запоминать большие объёмы новой информации. Вместе с жюри и зрителями пытались выучить несколько слов на английском, у многих это действительно получилось. Приятно, когда можешь быть полезной, — рассказывает Елена Рихтер.
Педагог делится, что победа в конкурсе стала приятной неожиданностью. Вспоминает, как после объявления имени лауреата конкурса «Учитель года» из зала раздались овации и как в душе играла буря эмоций после пройденного пути.
Елена хранит диплом и памятную статуэтку на видном месте — как напоминание о внутренней силе, о том, что вместе можно покорить любые вершины. Сейчас учитель готовится к региональному этапу конкурса профессионального мастерства. Подготовка идёт полным ходом, в планах много творческих идей, вместе с педагогической командой Татановской школы будет стараться реализовать всё задуманное.
— Что для меня самое главное в профессии? Самое важное — иметь возможность стать частью формирования души и личности, ведь учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние, — размышляет Елена Рихтер. — Молодым же педагогам хочу пожелать смелости идти в профессию, не бояться трудностей и любить своё дело.
— Недавно я стала участником фотовыставки, посвящённой жёнам военнослужащих, находящихся в зоне специальной военной операции. Идея проекта «Жёны героев» очень символична. На женские плечи накинут китель как символ гордости, преданности и надежды. Как писал Константин Симонов: «Ожиданием своим ты спасла меня». И мы ждём своих мужей, наших героев, домой с победой! Потому что если будем верить, а мы с дочками в это твёрдо верим, тогда всё получится, — говорит педагог.