Лента новостей
Статья14 августа 2023, 09:06

Тамбовские впечатления легли в основу рассказов Максима Горького

Алексей Максимович Пешков, известный как писатель Максим Горький, начал свою жизнь в ужасной бедности. Одарённый и стремящийся к знаниям юноша не мог получить образование. Из училища был исключён, и, как говорят документы, «курса по бедности не окончил». Пришлось в 11 лет начать трудовую жизнь.

Тамбовские впечатления легли в основу рассказов Максима Горького
Фото: Алексей Бучнев

Бытие определяет сознание

Не имея возможности учиться, он начал изучать жизнь, скитаясь по Руси, называя это «моими университетами». Видя бесчеловечную власть денег, поклонение золоту, «жёлтому дьяволу», будущий писатель учился остро сочувствовать человеку, уважать его.

Продолжив свои скитания, он побывал и в огромной Тамбовской губернии. В начале 1890-х годов он побывал в Борисоглебске и на железнодорожной станции Добринка, где работал сторожем и весовщиком. После этого он был в Тамбове. Тамбовские впечатления послужили основой для рассказов «Герой» (12+) и «Сторож» (12+). Жизнь, которую вёл здесь писатель, заставляла видеть изъяны, требовать изменений. Он писал: «Спокойное, устоявшееся тамбовское бытие не может создать ни Кромвеля, ни Наполеона, ни Свифта, хотя именно Свифт был бы чрезвычайно полезен Тамбову». Бытие, действительно, определяет сознание. Гимназист Бурлюк видел Тамбов зелёным городом художников и поэтов, а бродяжничающий Горький видел пыльный город с глухими заборами, которому нужен Свифт.

Причём, в Тамбове ко времени посещения его уже хорошо знали как писателя, читали его рассказы, а его «Песня о Буревестнике» (6+) была не только в личных, но даже и в общественных библиотеках. Кстати, при жестокой-то царской цезуре в тамбовских библиотеках, наряду с «Буревестником» был и «Капитал» Маркса, и работы Энгельса.

Когда начались политические волнения, то на первые митинги студенты, гимназисты и интеллигенты выходили с красными бантами и портретами Толстого, Достоевского и, к удивлению этого писателя, Горького. Но вскоре их заменили другие портреты и лозунги, а вместо митингов пошло кровопролитие.

Горький встретил революцию со смешанными чувствами. С одной стороны, он, автор романа «Мать» (16+), ждал её, призывал к ней, в победившей партии было много его друзей. С другой стороны, жуткое кровопролитье, приходилось защищать людей, представлявших гордость России, с которыми безжалостно расправлялись. Он пытался спрятаться от этого за границей, откуда его, самого известного автора, всячески выманивала власть. Власти нужно было, чтобы он встречался со строителями автозавода, с пионерами «Артека», с заключёнными, строившими Беломоро-Балтийский канал, одобряя этим всё происходившее.

Именем писателя

Тамбовские впечатления легли в основу рассказов Максима Горького

По его книгам снято немало фильмов, каждый театр стремился поставить его пьесы, а по радио читали его рассказы. Самый издаваемый автор был и самым желанным гостем. В 1932 году страна отмечала сорокалетие литературной деятельности Горького. Журналист Михаил Кольцов предложил преподнести ему подарок, самолёт. Тогда и Тамбов жил мечтой построить самый большой в мире самолёт, назвав его «Максим Горький». Хотели, чтобы на борту самолёта была редакция, типография, кинопередвижка, фотолаборатория и радиостанция. Газета «Тамбовская правда» внесла для этого 500 рублей и призывала к этому «Оренбургскую правду», «Курскую правду» и мичуринскую «Нашу правду». Сбор средств шёл активно. 6 декабря 1932 года «Тамбовская правда» сообщала: «Редакция газеты «Голос рабочего» развернула сбор средств на агитсамолёт. Собрано и сдано в редакцию «Тамбовской правды» 1500 рублей».

Наконец, 24 июля 1934 года «Тамбовская правда» рапортовала: «Самолёт построен на средства трудящихся. Есть там и наша доля. Тамбов собрал около 10 тыс. рублей». А на снимках в этом номере инициатор постройки журналист Михаил Кольцов и авиаконструктор Андрей Туполев.

В 1935 году были назначены два последних испытательных полёта. Случилось так, что летевший рядом для сравнения размеров истребитель стал делать «мёртвую петлю» и врезался в плоскость восьмимоторного «Максима Горького», самолёт рухнул.

Узнав о трагедии, люди задались целью взамен разбившегося самолёта построить три. И 6 июля 1935 года «Тамбовская правда» уже сообщала: «Добровольный сбор средств среди трудящихся СССР, предназначенный для постройки мощных самолётов... на 4-е июля составил сумму в 68113267 рублей».

Построенная агитационная эскадрилья «Максим Горький», флагманом которой должен был стать гигантский самолёт, работала активно. Планировалось посетить 64 райцентра и 32 города, в том числе и Тамбов. 12 сентября 1935 года самолёт АИР-6 прилетел в Тамбов, где пробыл до 16 сентября. Самолёт носил имя Ивана Михеева, пилота, погибшего при крушении «Максима Горького». Эти дни самолёт летал над Тамбовом, возя школьников. А самолёт-гигант агитационной эскадрильи строить не стали. В тревожные предвоенные годы авиастроители переключились на истребители.

Максим Горький — писатель, прозаик, драматург, поэт, журналист публицист, написавший огромное количество произведений, да к тому же самый издаваемый властью автор. Поэтому в Тамбове его знали очень хорошо. Он был любимый автор. Но власть сменилась, и что остаётся? В Тамбове есть улица Горького, в области в Жердевском муниципальном округе есть село Максим Горький. Но Горького, как, впрочем, и Маяковского, совсем не издают. Знают ли сегодня тамбовчане творчество Максима Горького — это вопрос.

Автор:Александр Чернов