Подходящий к финалу 2023-й генеральный директор АО «Тепличное» Алексей Маняхин называет годом масштабных плановых работ по модернизации предприятия. Проведён ремонт котельной, заменены важнейшие элементы в системе освещения на третьем отделении теплиц, где растут овощи по технологии «светокультура». Кроме того, построена совершенно новая современная теплица, где уже совсем скоро будут высажены тюльпаны.
Но прежде чем говорить о планах, пусть и ближайших, руководитель одного из крупнейших тепличных предприятий региона рассказывает о хорошо знакомых направлениях производства. Проходя по одной из теплиц третьего отделения, уточняет: в данный момент это единственное работающее подразделение предприятия, остальные — на переподготовке, готовятся к новому сезону.
В «стране вечного лета» поспевают томаты — сливовидные и черри. Черри, высаженные в конце августа, начали плодоносить с середины октября. Руководитель предприятия поясняет: это светокультура — технология, которая позволяет собирать урожай вплоть до начала следующего лета.
— Одно из недавних новшеств нашего производства — фирменная упаковка. Поставили фасовочно-упаковочную машину, пробуем разные варианты упаковки. Томаты, к примеру, фасуем и в коробочки, и в стаканчики. Необходимость упаковки продиктована политикой торговых сетей, — говорит Алексей Маняхин.
Ассортимент собранного и готового урожая, который отправится на магазинные полки, буквально радует глаз: овощеводы «Тепличного» вырастили и сливовидные томаты, и черри разных цветов. Рядом — такой же готовый к отправке покупателям упакованный салат. Алексей Маняхин замечает: теплица, где выращивается салат, — на сегодня одна из самых красивых на предприятии.
— Основные сорта салата, которые мы выращиваем, — это «афицион» и «старфайтер». Они знакомы покупателям и, говоря на гастрономическом языке, хорошо зарекомендовали себя в плане вкусовых качеств и наличия полезных веществ. Для ассортимента мы стали добавлять в линейку красный дуболистный салат и, на наш взгляд, самый красивый сорт — «айсберг». К слову, «айсберг», кроме внешней привлекательности, сочный, хрустящий, вкусный и тоже очень полезный. Но, правда, растёт в два раза дольше своих собратьев — почти 60 дней против 30-35, — говорит заместитель генерального директора «Тепличного» по производству Константин Чупкин.
Специалисты предприятия замечают: история с салатом для притамбовского «Тепличного» — не новая, он поспевал здесь и раньше. Но в предыдущие годы — только в весеннем обороте. Сейчас же его выращивают с октября по декабрь и с середины февраля по май. В остальные периоды в этой же теплице растёт рассада.
— Площадь здесь небольшая, но в «салатный» сезон её вполне хватает, чтобы обеспечить этим продуктом и тамбовских потребителей, и возить товар в Воронеж и Москву.
Алексей Маняхин взял руководство предприятием в свои руки чуть меньше года назад, и, говоря о недавних нововведениях, замечает: по ряду направлений нужно было добавить чуть больше креатива, а где-то пойти по пути технического и информационного перевооружения. В частности, была модернизирована система видеонаблюдения; в ближайших планах — переоборудование весовой, переход полностью на цифровую технику.
Показывая на трубу котельной предприятия, руководитель обращает внимание: в «сердце» энергоблока проведён плановый ремонт. В помещении поменяли кровлю, заменили внутренние энергетически важные агрегаты; также была утеплена теплотрасса. Кроме того, после капремонта трубы на ней зажглись сигнальные огни, что важно для объекта в зоне безопасности аэропорта «Донское».
— Внешне, возможно, мало что поменялось, но с точки зрения энергоэффективности производства результаты уже есть, — говорит Алексей Маняхин.
Ещё одно новшество — информационный стенд при входе в теплицы. На маркерной доске в таблице обозначены плановые показатели по сбору урожая и фактические данные по дням у каждой бригады. Так наглядно изображён непростой труд овощеводов.
— Информация открыта для всех. Приходя на смену и уходя домой, наши специалисты видят цель ближайшей работы и свои результаты. Это важно для стимулирования работников. Мы делаем одно общее дело, и от эффективности работы каждой бригады зависит как общая прибыль предприятия, так и, что немаловажно, зарплата самих сотрудников, — говорит генеральный директор предприятия.
Ещё один информационный стенд у входа в теплицы рассказывает о поддержке военнослужащих, бойцов специальной военной операции. «Тепличное» — среди тех предприятий региона, которые регулярно вносят свой вклад в помощь Российской Армии.
Запуск теплицы по выращиванию тюльпанов — инициатива и поддержка Главы региона Максима Егорова и уже, несомненно, амбициозная и красивая реальность ближайших месяцев. Помещение под весенние цветы, которыми буквально наводняются улицы накануне Восьмого марта, уже готово. Алексей Маняхин уточняет: новую теплицу построили на месте переоборудованного межтепличного пространства на одном из самых старых отделений предприятия.
— Новая теплица современнее в разы, чем всё это отделение. Здесь смонтирован новый энергоузел, новая система полива, тепловая установка. Предусмотрен генератор, чтобы при аварийном отключении электричества не оставлять растения без полива, питания и обогрева, — рассказывает Алексей Маняхин.
Уже 21 декабря площадка в 1300 квадратных метров полностью засадили 18 видами тюльпанов — их здесь поместилось 500 тысяч штук. Планируется, что цветочный урожай соберут как раз в преддверии женского праздника.
Говоря об экономической составляющей, руководитель предприятия уточняет: 350 тысяч цветов из будущего урожая уже прописаны контрактами с покупателями.
— Тепличные тюльпаны — конечно, не новость для Тамбовской области. Но в промышленных масштабах их у нас не выращивают. Надеюсь, что именно нашему предприятию удастся начать эту красивую масштабную цветочную историю. Да и в целом что касается другой продукции, привычных овощей и зелени, «Тепличное» не останавливается в развитии. Впереди много планов и задумок, нам есть, куда расти, — говорит генеральный директор предприятия.