Пьеса «Без вины виноватые» (12+), на которую пал выбор режиссёра Валентина Варецкого, — одно из самых загадочных произведений классика. За свою бурную творческую жизнь Александр Островский создал 48 пьес. Причём в Тамбовском драмтеатре были поставлены 29 из них. И говорит это не только об их злободневности, но и об определённой театральной культуре и традициях коллектива.
Со школы у нас устоялось мнение, что писал Островский в основном о жизни и нравах провинциальной купеческой среды, что создавало, между прочим, основу российской рыночной экономики. Так что «тёмное царство наживы» на самом деле показано в них очень многогранно. Но пьеса «Без вины виноватые» всё же выпадает из этого круга. Тут рассказ о судьбах тех, кто воплощал на театральной сцене героев Островского, об актёрах. Об их характерах, переживаниях, об их душе и сути. И потому сама фабула пьесы, на что чаще всего в первую очередь обращает внимание зритель, здесь вторична и служит лишь поводом к размышлению.
Другое дело, удалось ли режиссёру донести эту информацию, то есть заставить зрителя сочувствовать, думать и переживать? На сцене сошлись яркие актёры нашего театра. Причём, порой очень символично. Например, роль циничного в своих намерениях актёра Шмаги, полвека назад сыгранного на этой же сцене знаменитым Дмитрием Дульским, теперь с присущей ему выразительностью воплотил его сын Алексей Дульский. Воплотил неоднозначно: с одной стороны его Шмага отталкивает своей нарочитой циничностью, а с другой — прячется за неё, желая скрыть свои несбывшиеся надежды.
У успешной актрисы Кручининой, приглашённой сыграть в местном спектакле, теплится надежда узнать о судьбе сына, рождённого и оставленного здесь двадцать лет назад. Образ этой сильной и одновременно страдающей женщины создала Анна Тимошина. Такая вот счастливая несчастная женщина. Как и её не желающий смириться с провинциальной безвыходностью актёрской судьбы сын, которого сыграл Денис Блохин.
Но актёры сами по себе ещё не делают спектакль спектаклем: режиссёр попытался придать действу яркость за счёт хореографических сцен и внешних атрибутов. Но вот где грань между хорошей хореографией самой по себе и наигранностью, когда это широко используется по ходу действа?
Островский очень непростой автор. За внешней стороной образов и сцен всегда скрывается внутренняя суть, которую показать совсем нелегко. Это совсем не произведения школьной программы, где нам прописывали в учебниках чёрно-белые образы и ситуации. Потому что и в жизни, и в пьесах Островского, которые воплощают жизнь, много цветов, оттенков и нет простых решений. И в то же время эти произведения позволяют проявить фантазию создателю спектакля. Удаётся это или нет — решать зрителю. Хотя далеко не всегда даже зрительские аплодисменты становятся показателем успеха. Тем более не зря говорят, что самое сложное в театре — поставить спектакль о театре.