Пейзажи с осенними листьями, милейшими гусями и летним заливным лугом; натюрморты, с которых смотрят, будто живые, замысловатые баночки и кофейная утварь и, кажется, только сорванные с грядки овощи. Всего в фойе библиотеки имени Крупской разместились два десятка работ тамбовского художника Олега Наймушина (6+).
Проводя небольшую экскурсию, автор замечает: это далеко не первая его выставка. Работы Олега можно увидеть также в областной картинной галерее, а до этого он выставлялся в Пушкинской библиотеке и в выставочном пространстве одного из промышленных предприятий Тамбова. Несколько лет назад судьба свела его с руководителем областного научно-методического центра народного творчества и досуга Юрием Павловым. За выставочную деятельность отвечала Татьяна Александровна Воробьёва. С этой совместной работы и началась выставочная деятельность художника.
Впрочем, Олег скромно замечает: настоящим художником сам себя он не считает. Уверен: у мастеров должно быть соответствующее образование:
— Часто слышу в свой адрес, мол, у тебя же есть талант — разве этого недостаточно? Нет. Одного таланта, мне кажется, мало. Профильное образование даёт методику, понимание, как надо рисовать — выделять, к примеру, свет и тень, какой кистью работать... Я пишу так, как чувствую, а хочется, чтобы, как говорится, за спиной стоял мудрый учитель.
Первые работы маслом на холсте Олег Наймушин написал около 15 лет назад. Вспоминает: выдался трудный период в жизни — он тяжело заболел, остался без работы. Восстанавливаться дома было непросто, помимо физической слабости угнетало моральное состояние.
Чтобы поддержать близкого человека, супруга и невестка принесли мужчине всё необходимое для художественного творчества. Жена раздобыла у знакомых настоящий этюдник и плотную бумагу, супруга сына порадовала масляными красками. Олег замечает: подарок родных был неожиданным, но вовсе не случайным. Он никогда не скрывал, что мечтает рисовать, но раньше его жизнь с творчеством не была связана.
— Рисовать я любил с детства. Ну, в детском саду и школе — понятно, все мы в том возрасте на уроках изобразительного искусства рисовали пейзажи и натюрморты, готовили открытки для родителей… В старших классах и в армии я часто был занят изготовлением стенгазет и агитплакатов — работать приходилось плакатным пером, процесс кропотливый. Правда, мне всегда хотелось писать на холсте, — рассказывает Олег Наймушин.
Однако с художественным образованием у него в юности не сложилось, и мечта, казалось, была погребена под толстым слоем навалившихся по мере взросления проблем. Оттачивать грани таланта самоучки ему предстояло уже в сознательном возрасте.
Олег уточняет: он не пишет, что называется, с натуры. Ему проще работать с готовыми фотографиями. Останавливаясь у одной из картин, художник рассказывает: подобрал предметы для натюрморта, овощи и кувшин, положил их красиво, выстроил свет, сделал фото на мобильный.
— А потом рисую уже в спокойной обстановке. Ставлю мольберт так, как мне удобно, не завися от стола с предметами. Часто рисую по своим фото, но иногда друзья и близкие просят перенести на холст их любимые снимки. Так было, например, с «портретом» коровы — это фото мне прислала тамбовский писатель и фотограф Наталия Баранова, — говорит Олег Наймушин.
Рисовать он любит под музыку. Замечает: в последнее время часто слушает классику зарубежного рока. Не вдаваясь в текст песен на иностранном языке, художник отдаётся на волю летящей мелодии — ритмичным барабанам и гитарным рифам. Впрочем, вовсе не зарубежная, а отечественная тяжёлая музыка дала в своё время толчок ещё одному направлению творческой души Олега Наймушина — поэзии.
Разложив на столе распечатки со стихами, автор замечает: он и сам не знает, почему к нему «прицепились» стихи. Писать начал в конце 1990-х годов.
— Я тогда как-то по-особенному услышал песни на стихи Ильи Кормильцева. Стали приходить собственные строчки. Это всё-таки гражданская лирика. О любви я почти не пишу. А если и пишу, то стихи получаются какие-то… ироничные, что ли, — говорит Олег Наймушин.
Иронизирует автор не только над «большим и светлым чувством». Подчёркивает: без улыбки, а порой и лёгкой усмешки почти невозможно жить в современных реалиях. О мире вокруг он пишет мудро и хлёстко, дерзко, временами грубо, но всегда честно. В выверенных строчках практически нет глагольных рифм.
И снова, говоря о творчестве, Олег Наймушин замечает: он не считает себя поэтом. В школьные годы к урокам русского языка и литературы был равнодушен, литературных курсов не посещал. Правда, не без гордости обращает внимание: почти сразу начал публиковаться в тамбовских газетах. Его поэтический дар отмечал, к примеру, известный тамбовский журналист и писатель Иван Овсянников.
— Я никогда не заставляю себя писать. Знаю, что многие авторы берут за установку писать по стихотворению в день. Это не мой путь: стихи появляются, когда приходит нужный настрой, когда есть эмоции, когда ты понимаешь, что хочешь высказаться. Знаете, мне с юности был свойственен эдакий «бунтарский» дух. Поэтому, наверное, многие стихи получаются очень дерзкими, — рассуждает Олег Наймушин.
Он далёк от интернет-пространства: в отличие от многих современных авторов, не ведёт страницы в соцсетях, не заводит свой сайт. С единомышленниками и близкими по духу людьми предпочитает общаться на творческих вечерах и встречах творческих объединений.
— Есть ли у меня творческие мечты и планы? Думаю, большинство авторов мечтает об издании сборника. У меня вышел в 2009 году сборник стихотворений «Потому, что там был». Возможно, когда-нибудь издам ещё. Но это не самоцель. Я рад, что могу делиться творчеством на поэтических вечерах и выставках. Надеюсь, что сил и вдохновения хватит ещё на много будущих произведений, — говорит Олег Наймушин.