Всё началось с фиников. Так тамбовский художник и декоратор Елена Полозова говорит об истоках своего хобби. Почти восемь лет назад, однажды вечером, заедая ароматный чай сладкими сухофруктами, Елена обратила внимание, как финиковые косточки будто сами сложились на столе в диковинный цветочный узор. «Нужно куда-то приспособить эту сладкую аппликацию», — подумала тогда Елена. И это действительно было самое начало необычного мозаичного увлечения.
Раздумывая над необычным «цветком», Елена Полозова решила, что подходящей подложкой-фоном для мозаики из семян будет джут. Который вскоре был куплен в хозяйственном павильоне. Площадкой для творческого эксперимента стала пустая стеклянная бутылка интересной формы.
— Я обмотала бутылку джутом и сверху наклеила на него семена. Первый декор получился, как понимаю сейчас, не очень ровным и аккуратным. Со временем я отработала технику, научилась делать джутовый фон более гладким, — рассказывает Елена.
Материалами для первой мозаичной аппликации стали семена дыни и того самого финика. Позже пришла идея использовать хну, придающую семенам более тёмный насыщенный цвет.
Прежде чем покрасить семечки и сложить в замысловатый рельефный узор, все природные материалы проходят обработку: тщательно моются и высушиваются. Показывая одну из ваз, Елена рассказывает:
— Здесь использованы несколько видов семян. Снова дыня — розоватый тон дала оттеночная хна; семена арбуза, винограда, боярышника... По своему опыту могу сказать, что семечки боярышника и шиповника — одни из самых прочных. На сердцевинки для цветков пошли семечки калины и вишни. К слову, вишнёвая косточка хорошо разделяется на две половинки.
Своё творческое направление Елена Полозова называет экодизайном «Танцующие цветы». На создание одной вазы может уйти до месяца. Каждое изделие уникально, сделать второе точно такое же невозможно. Мастер замечает: она не планирует рисунки из семян заранее — они сами складываются причудливыми узорами, будто вытанцовывая орнаменты на джуте.
Техника Елены Полозовой, мозаика по сути, по своей технологии — абсолютно авторская. Среди коллег в среде декоративно-прикладного творчества больше никто не работает с окрашенными семенами.
— В моих работах — особая философия. Смотрите: природа создаёт семена, из которых вырастает цветок, а позже вызревает плод. А я достаю из плодов семена, чтобы снова сделать цветы! Получается замкнутый цикл, — говорит Елена.
Но декорированные вазы — не единственное проявление её творческой натуры. Елена Полозова замечает: ей всегда хотелось рисовать. Осознанная тяга к живописи проявилась почти девять лет назад, после покупки небольшой картины с видами Венеции. Рассматривая покачивающиеся на волнах гондолы, женщина была уверена, что сможет писать так же ярко и естественно.
— Правда, кисти и краски я взяла только спустя года три, наверное. Начинала с акварели, но густой. Писала не с натуры, а, как говорят, «из головы» — переносила на бумагу появившийся образ с горными и лесными массивами, с реками и небом, — вспоминает Елена начало своего пути в живопись.
Позже от акварели Елена перешла на холст и масло. Азы мастерства постигала, участвуя в мастер-классах от педагогов-художников.
— До сих пор очень люблю пейзажи. Природа многогранна. Осенние краски, буйство летней зелени, цветы, вода... Отдельное направление — натюрморты, но и здесь много цветочной тематики, — говорит Елена.
Елена Полозова как художник обращает внимание: её стезя — это чистая импровизация. Она пишет не «как надо», а как чувствует. И даже при написании картин в ходе мастер-классов не копирует работу преподавателя, а творчески перерабатывает.
— Даже когда я берусь за написание копий известных картин признанных художников, то в итоге получается не копия, а моя собственная работа, написанная по мотивам. Вообще, сколько раз я уже замечала, что картины живут своей жизнью. Иногда пишешь картину в несколько этапов. Наносишь первые мазки и оставляешь полотно на какое-то время. А после понимаешь, что краска будто «улеглась» и сама диктует, какой будет картина. Не такая, какой ты её задумывала, а особенная. Проявляются детали, которых поначалу не было, — говорит Елена Полозова.
За несколько лет из-под её кисти вышли более 70 картин. Часть на сегодняшний день — в частных коллекциях. Своим опытом Елена делится на мастер-классах.
Нередко её работы участвуют в выставках и конкурсах. К примеру, одна из декорированных ваз несколько лет назад стала призёром на конкурсе «Таланты России». А живописное «Просветление» завоевало первое место в престижном международном конкурсе в Италии.
— Творчество для меня — это возможность создать гармонию внутри и снаружи, создавать и умножать красоту. Есть и на будущее планы, не только в сфере живописи и мозаики. Хочется, например, освоить работу с войлоком, а ещё — делать украшения и кукол из полимерной глины, — поделилась Елена Полозова.