Лесоруб, рыбак и золотоискатель, матрос на пароходе, революционер. Александр Грин (настоящая фамилия — Гриневский) неустанно искал своё счастье. При жизни его творчество называли «несерьёзным» и даже обвиняли в подражании западноевропейским авторам приключенческих романов. Только после смерти Грин получил признание и славу «советского романтика». Важную роль в его жизни сыграл Тамбов: именно здесь он познакомился с российским деятелем революционного движения, публицистом-народником Наумом Быховским, по совету которого и решил стать писателем.
Тревожная жизнь в разных городах
В начале 1990-х годов в Тамбове была выпущена целая серия миниатюрных изданий классических произведений русской литературы. Среди них и сборник рассказов Александра Грина — знаменитого автора повести «Алые паруса» (12+) о всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо, и одного из крупных романов — «Бегущая по волнам» (12+).
Во вступительной статье к изданию «А. Грин в Тамбове», подготовленной краеведом, писателем, почётным председателем регионального краеведческого объединения «Исток», членом Международной ассоциации писателей Александром Черновым, можно узнать малоизвестные факты о писателе.
Начинающий автор Александр Гриневский в 1903 году, выполняя поручения партии эсеров, два месяца жил в нашем городе под именем Алексея Долговязова (по другим сведениям, звали его Андрей Длинновязый). С эсерами он познакомился в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, куда поступил на военную службу в 1902 году. Ему оказалась близка их ненависть к общественному строю, и около года он пропагандировал революционные идеи среди рабочих и солдат в разных городах России под партийным именем Долговязый.
Итак — Саша Гриневский. Позади — детское желание с горя убежать в Америку, учёба у непонимающих его педагогов, грязная работа матроса на пароходах и многое другое. Как сын дворянина он не подлежал призыву в армию, однако вынужден был пойти в солдаты сам, чтобы избавиться от голода. По словам Александра Чернова, в армии он не задержался, а год службы, о чём Грин напишет потом в рассказе «Тюремная старина» (12+), прошёл словно беспрерывный бунт. Уже через три месяца он бежит первый раз, а прослужив восемь месяцев, сближается с революционерами и уходит в подполье.
А впереди — приятная тяжесть первых своих книг, жизнь то за счёт партийной кассы, то на случайные заработки, тюрьмы, ссылки, побеги, тревожная жизнь в разных городах по чужим паспортам. Всё это будет впереди, а пока худой 23-летний агитатор «в качестве пожирателя шпаг ходил из Саратова в Самару, из Самары в Тамбов…».
— Недолгим было в 1903 году пребывание Грина в Тамбове. В июле того же года в Тамбов приехал революционер-подпольщик Наум Быховский с заданием — подобрать людей для восстановления разгромленной эсеровской организации в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина). По воле случая Быховский и Грин ночевали на одной конспиративной квартире. Вспоминая это, Быховский писал: «Мы разговорились, и я решил, игнорируя его неподходящий рост, взять его в Екатеринослав». Видимо, Быховского не смутил его очень высокий рост, — рассказывает тамбовский краевед Александр Чернов.
Неоценимый подпольщик
В записках жены писателя Нины Грин говорится, что Быховский, приехав в Тамбов для связи с подпольем, пришёл на явку в библиотеку губернской земской управы. Библиотека — место для явки бесспорно удобное и, вероятнее всего, используя эту явку «в поисках книг», попал к тамбовским подпольщикам и Грин. Старая земская управа находилась в несохранившемся здании на углу Большой и Араповской улиц (сегодня Советская и Максима Горького).
— Для нас особенно интересно, что явочная квартира подпольщиков находилась в библиотеке губернской земской управы. Быховский пишет о «молодой девушке, которая служила в библиотеке губернской земской управы». Как удалось установить, служила там Ванда Колендо — невольно вспоминается рассказ «Маленький комитет» (12+), — поясняет Александр Чернов.
Наум Быховский в очерке «Воспоминания об Александре Грине» (12+), скажет, что «…Долговязый оказался неоценимым подпольным работником. Будучи сам когда-то матросом и совершив однажды дальнее плавание, он великолепно умел подходить к матросам. Он превосходно знал быт и психологию матросской массы и умел говорить с ней её языком. В работе среди матросов Черноморской эскадры он использовал всё это с большим успехом и сразу же приобрёл здесь значительную популярность. Для матросов он был ведь совсем свой человек, а это исключительно важно. В этом отношении конкурировать с ним никто из нас не мог».
Из Тамбова Грин отправился в Екатеринослав для создания новой революционной ячейки, а впоследствии, разочаровавшись в идеях социалистов-революционеров, прекратил с ними сотрудничать.
«Душа моя нашла свой путь»
Впечатления о жизни в разных губерниях Российской империи, в том числе и в Тамбове, стали основой его художественного творчества. В 1915 году в газете «Биржевые ведомости» был напечатан фельетон «Письмо литератора Харитонова к дяде в Тамбов» (12+). В нём высмеивалась злободневная для того времени тема — «продажность ура-патриотических писак, строчивших в своих удобных кабинетах «фронтовые корреспонденции».
…Когда ты, чёрт, сидел в траншее?
Когда в атаку ты ходил?
Ты только, не жалея шеи,
В энциклопедии удил!..
…А тем, кто сделал из искусства
Колючей проволоки ряд,
Все человеческие чувства
Проклятье чёрное вопят.
— Случайно ли в фельетоне упоминается Тамбов? Тамбов как один из губернских городов в центре России, возможно, воспринимался автором как образ типичной русской провинции, — добавляет Александр Чернов.
Рассказ «Третий этаж» (12+), вышедший в 1908 году, посвящён революционеру Науму Быховскому, с которым писатель познакомился в Тамбове. Тамбовская губерния действительно оставила следы в жизни Александра Грина. Ведь писать он начал по совету Быховского. Грин часто потом вспоминал: «Уже испытанные: море, бродяжничество, странствия показали мне, что это всё-таки не то, чего жаждет моя душа. А что ей было нужно, я не знал. Слова Быховского были не только толчком, они были светом, озарившим мой разум и тайные глубины моей души. Я понял, чего я жажду, душа моя нашла свой путь».
— Повторюсь, что понадобилось несколько лет, прежде чем Грин стал критически воспринимать эсерство, после больших раздумий отказался принимать участие в их работе. Рассказы «Марат» (12+), «Дьявол оранжевых вод» (12+) — о бессмысленности идей эсеров… Всё это тоже будет потом, а пока шёл 1903 год, и из Тамбова в Екатеринослав уезжал подпольщик Алексей Длинновязый, а в будущем — писатель, романтик, фантаст Грин. Тамбов оставил неизгладимые следы в памяти писателя, — подытоживает тамбовский краевед Александр Чернов.