Лента новостей
Статья27 сентября 2022, 11:08

«Взять образы из одного контекста и сочетать их в другом...»: тамбовский художник-коллажист об истоках и восприятии творчества

Олег Галкин уверен: идея коллажа, да и в целом любой работы — одна: каждый художник творит интуитивно на уровне красоты.

«Взять образы из одного контекста и сочетать их в другом...»: тамбовский художник-коллажист об истоках и восприятии творчества
Фото: Алексей Бучнев

«Счастье», «Свидание», «Ожидание вещей», «Восхождение»... Показывая свои работы, выполненные в технике коллажа, художник Олег Галкин поясняет: он не ограничивает себя рамками жанров. Просто коллаж в своё время стал первым направлением, в котором ему захотелось выразить свои творческие задумки.

— Я люблю модернистское искусство XX века, но пытаюсь его формально структурировать. Мне не очень нравится, когда меня сравнивают с хаотическими художниками, потому что я занимаюсь осознанным искусством. Даже абстрактные — хаотичные на первый взгляд — мои коллажи чётко структурированы. Я вижу эту структуру и собираю общую картину из отдельно взятых элементов, у каждого из которых своё место, — говорит Олег Галкин.

 

Между Тамбовом и северной столицей

Он родом из Котовска. Детство и юность провёл в Тамбове, в последние несколько лет жил в Санкт-Петербурге, где творческий потенциал нашёл воплощение в ряде выставок. Недолгое возвращение на малую родину называет периодом романтичного настроения и скоро снова собирается в северную столицу – там, помимо бо́льших возможностей самореализации как деятеля новейшего искусства, его ждёт преподавательская работа.

«Взять образы из одного контекста и сочетать их в другом...»: тамбовский художник-коллажист об истоках и восприятии творчества
Фото: Алексей Бучнев
— Предложили преподавать в Школе интерпретации современного искусства «Смена». Это в любом случае новый опыт, общение с такими же творчески неспокойными людьми, — улыбаясь, поясняет Олег.

Мы говорим о задачах искусства и вообще о творческом развитии человечества. Олег Галкин замечает: направление, которое близко лично ему и многим его друзьям и коллегам, принято сегодня называть даже не современным искусством, а его новейшим течением, или ещё проще — новейшим искусством.

Как пояснение, он приводит пример из вроде бы недавнего прошлого: в 1990-е и в нулевые последователи совриска не признавали классических техник. Например, писать маслом считалось дурным тоном. Сегодня позволено если не всё, то почти всё. Не уходя к объёмным пространственным арт-объектам, Олег останавливается в той же плоскости коллажа:

— Это не только собранное из обрывков и обрезков полотно на какой-то подложке, например, ватмане. Коллаж часто дополняется штрихами того же масла или гелевой ручки, карандаша или фломастера. При этом можно, опять же, собирать новую картину на чистом листе, а можно совершенствовать уже готовое изображение, например, на открытке.
«Взять образы из одного контекста и сочетать их в другом...»: тамбовский художник-коллажист об истоках и восприятии творчества
Фото: Алексей Бучнев

 

Интуитивно, на уровне красоты

Олег обращает внимание: идея коллажа, да и в целом любой работы — одна: каждый художник творит интуитивно на уровне красоты. Смысл в том, чтобы взять элементы-образы из одного контекста и сочетать их в другом.

— Вот, как здесь, например. Работа «Свидание». Элементы этого коллажа вырезаны из разных номеров «Литературной газеты», на страницах которой они были, скажем так, более понятны, наполнены очевидным смыслом. И фотографии, и рисунки, и текст стихотворения. В процессе пересборки я придал им новый смысл, новое звучание. Кто-то скажет, мол, нефункционально. Да, пожалуй, но искусство — вообще вещь нефункциональная, как говорил Оскар Уайльд. Мир функционален, имеет своё значение и содержание, а когда происходит подобная пересборка образов из разных источников, которые никогда бы не встретились в реальном мире, — они странно сочетаются. Иногда — бессмысленно с точки зрения практического значения, получая новую реальность. Так создаётся художественный образ: и в картинах, и, кстати, в поэзии тоже. Получается, что коллаж — это такая визуальная поэзия, — размышляет Олег Галкин.

Отдельно он показывает работы серии, условно названной «Найденные объекты». Исписанные синими и красными чернилами листочки из старых школьных тетрадей. Умножение и деление в столбик, череда цифр и учительских пометок, помарки из-за неаккуратного детского почерка. Каждый такой листок — уже произведение, отпечаток истории, достойный войти в архив новейшего искусства.

Некоторые из найденных объектов Олег Галкин дополняет новыми элементами. Ярким пятном вклеивает в центр черновика, поперёк маленьких цифр, портрет из журнала мод. Или не менее яркое блюдо из брошюры с рецептами. И безликие, потускневшие за три десятка лет тетрадные клеточки обретают новые очертания. Чтобы заставить зрителя задуматься. Чтобы породить новую красоту и новые смыслы.

Фото: Алексей Бучнев
Автор:Юлия Новикова