В этом году Геннадий Петрович опубликовал восьмую книгу из серии «За 448 вёрст от Москвы» (12+) под названием «Моя библиотека: автографы на книгах, букинистические, миниатюрные и оригинальные издания» (12+). Здесь собраны сотни дарственных надписей, выполненные в самых неожиданных и оригинальных формах — от стихотворения до рисунка.
Тамбовские авторы под одной обложкой
Известный своими научными книгами и статьями учёный и педагог, доктор культурологии, профессор Геннадий Пирожков рассказывает, что с давних времён книга — уникальное явление, и она всегда играла огромную роль в жизни человека:
— Так сложилось, что с раннего детства меня окружали книги. Помню свою первую, ещё до азбуки-букваря, тонкую книжонку с картинкой: два красноармейца, в будёновках с большими красными звёздами, лежат на скале с пулемётом и всматриваются в ущелье, где движется отряд вооружённых лыжников в чужой военной форме. Та книжка стала «букварём», по которому родители учили меня буквам, слогам… читать. Потом было очень много разных книг.
Со студенческих лет Геннадий Петрович вместе с женой собирал домашнюю библиотеку, а позже стали появляться книги с дарственными надписями, которые презентовали коллеги — учёные и журналисты, друзья-литераторы, незнакомые авторы. Желание описать книги с автографами и экслибрисами и другие наиболее интересные тамбовские издания под одной обложкой появилось у автора давно. И как замечает в разговоре коллекционер: время настало — и книга стала восьмой в его будущей декалогии.
— Пришлось серьёзно потрудиться, чтобы книга получилась не просто списком имеющихся в библиотеке изданий. Надо было составить библиографические описания публикаций, кратко представить авторов и дарителей, сделать фотографии некоторых инскриптов. А ещё — уточнить событийные даты и факты из характеристик персоналий, важно было также написать параллельные воспоминания о друзьях и коллегах и комментарии об их книгах, подготовить именной указатель, — добавляет Геннадий Пирожков.
В четвёртом разделе книги показан процесс издания типографской продукции в советское время: цензура и как её результат — литирование, то есть разрешение на выпуск с номером лита (НЛ…). Цензурные печати и подписи издателей — тоже интересные автографы. По мнению автора, вызовет интерес и пятый раздел книги, где представлены букинистические, миниатюрные и оригинальные издания, в основном тамбовские:
— При чтении будут и заметки научного редактора книги профессора Вячеслава Тютюнника. В его издательстве «Нобелистика» вышло большинство моих научных и мемуарных работ. Осмыслить текст помогут и материалы в предисловии и послесловии коллег: писателя, коллекционера, издателя Александра Чернова, писателя и журналиста-редактора Валерия Седых, библиотекаря-библиографа Елены Окороковой.
О чём говорят инскрипты
Рассказывая о коллекции, Геннадий Пирожков отмечает: его библиотека насчитывает более тысячи книг, а свыше 600 из них — с дарственными надписями. Все они прочитаны и изучены, а частью книг пользовались его коллеги — вузовские преподаватели, аспиранты и студенты.
Но есть и особенно «дорогие» — книги из библиотеки родителей, научные труды институтских учителей-профессоров, друзей, писателей и поэтов, журналистов, редакторов, краеведов. Не менее дороги и книги деятелей культуры нашего края Николая Вирты (Карельского), Александра Стрыгина, Майи Румянцевой, Валентины Дорожкиной, тексты ветеранов Великой Отечественной войны, например, Михаила Репина из села Горелое.
— Книги попадали ко мне чаще при личных встречах. Например, писатель и краевед из Притамбовья Сергей Першин нашёл меня в университете, где я преподавал, познакомились, он мне вручил книгу «Троица. Монастырь. Село. Галдым» (12+) с автографом «Геннадию Петровичу Пирожкову на память от автора. Счастья, добра и любви Вам и вашим родным. С уважением, Сергей Першин 13.09.15». Журналист Владимир Плуталов незадолго до ухода из жизни передал мне ряд книг, среди которых «Тулиновка (вчера, сегодня, завтра)» (12+) Анатолия Баранова, Людмилы Мусатовой и Юрия Щукина, — делится Геннадий Пирожков.
Дарственная надпись — это всегда знак особых отношений, зачастую ряд инскриптов содержит скрытый подтекст, понятный лишь адресату. И к тому, что книги с автографами попадают на прилавки букинистических магазинов, можно относиться по-разному.
Геннадий Петрович считает, что когда книги вообще и с дарственными надписями в частности продолжают жить после их авторов и владельцев в библиотеках или в частных коллекциях через магазины, то это хорошо. В его коллекции подобных книг много: тех, кто их написал и работал с ними, уже нет, а книги помогают жить следующим поколениям.
— Мой друг Александр Чернов в предисловии к книге написал: «…книги долговечнее человека. Проходит время, на полках нередко стоят издания с автографами авторов или дарителей, которые уже закончили свой жизненный путь, — подчёркивает Геннадий Пирожков во время разговора. — Порой автограф раскрывает судьбу книги и её владельца. Потому мы с повышенным вниманием и интересом относимся к содержанию таких изданий». Лучше и не скажешь, так что у книг с автографами есть будущее!
«И верю, летопись жива»
В книге опубликованы воспоминания о друзьях, коллегах, учителях Геннадия Пирожкова, а также об известных людях Тамбовщины. Мемуарные заметки упоминаются только о тех авторах и дарителях, кого он знал лично. Коллекционер признаётся: это был самый трудный сюжет при написании книги.
Среди оригинальных автографов — от главного учителя, с которым связывали рабоче-дружеские отношения до его ухода из жизни, профессора Николая Окатова. Он подарил свой основной труд — двухтомник «Россия в трёх революциях» (12+) с записью «Геннадию Петровичу Пирожкову другу и товарищу на память от автора. 15.10.99».
— Михаил Пекелис (литературный псевдоним — Михаил Пластов) — журналист, издатель и драматург, доктор философии, президент Союза литераторов Европы и Международного наградного Совета по общественным наградам ООН на своей книге «Буквальный смысл. Для семейного чтения» (12+) написал: «Пирожкову Геннадию Петровичу от автора с огромной симпатией. М.Пластов. 21.10.2013. Подпись: Историю родного края / Знать досконально не дано, / Но можно жизни факт вбирая / Сценарий выдать, как в кино. / Я сам истории любитель, / И верю, летопись жива, / Но я не режиссёр, а зритель, / А вот у Гены — все права!». Самым памятным для меня является рукописный ежедневник тамбовского собирателя редкостей Николая Никифорова. Сюжет из его рукописи предлагаю читателям. Полностью рукопись будет опубликована в следующей книге, — поясняет собеседник.
Сегодня Геннадий Пирожков завершает работу над девятой книгой из серии «За 448 вёрст от Москвы» — «Тамбовский коллекционер Н.А. Никифоров (НАН) (1914-2003): краткая персоналия (по материалам личного библиотечно-архивного собрания)». Рукопись ждёт издателя. Вместе с тем, автор приступил к работе над книгой, завершающей декалогию «За 448 вёрст от Москвы». Её рабочее название —«Мои записки. Жизнь и люди, которых встречал. Мемуары. Архивы. Хроники. Эпизоды».