Нас долгие годы приучали к тому, что в дореволюционном Тамбове лишь «три улицы прямые», игральные карты, словом, темнота и убожество. Если губернский центр таковой, то что уж говорить об уездных городах, сёлах и деревнях. На самом же деле здесь была одна из старейших провинциальных библиотек, один из старейших провинциальных театров, одна из старейших провинциальных типографий, старейшая провинциальная газета, здесь любили и печатали произведения Вольтера. Причём печатали не в городе, а в одном из сёл в самой первой в стране сельской типографии.
Предпочёл издательскую деятельность
Тамбовский дворянин Иван Герасимович Рахманинов, владевший поместьем в селе Казинка под Козловом, в собственной типографии в этом селе в 1791 году начал печатать и выпустил четырёхтомник произведений свободолюбивого французского просветителя Вольтера.
В 1777-м в петербургской типографии артиллерийского и кадетского корпуса была отпечатана книга «Три разговора из Вольтеровских сочинений» (12+) тогда ещё малоизвестного переводчика Ивана Рахманинова. Молодой тамбовский дворянин поступил на службу в Конногвардейский полк, но к удивлению знакомых жил не разгульной жизнью столичного гвардейца, а продолжал заниматься издательской деятельностью. В 1785 году он выпустил два перевода: «Политическое завещание г. Вольтера» (12+) и «Известие о болезни, о исповеди и о смерти г. Вольтера» (12+).
Обуреваемый желанием издать на русском языке всего Вольтера, в 1788 году секунд-ротмистр Рахманинов приобрёл у типографщика Овчинникова типографский стан и шрифты и приступил к самостоятельной издательской деятельности. Он стал издавать журнал «Утренние часы» (1788-1789), а затем совместно с молодым Иваном Крыловым юмористический журнал «Почта духов» (1789). В 1789 году он закончил трёхтомное собрание сочинений Вольтера. В 1790-м издал «Известие о дворянах Российских» (12+).
Вольная типография
Деятельность Рахманинова способствовала проникновению в самые дальние уголки нашей страны свободолюбивых идей Вольтера. Но Екатерина II, перестав играть в «просвещённую монархиню», из друзей и корреспондентов Вольтера перешла в лагерь его врагов. Издателю Вольтера стало опасно оставаться в Петербурге. Он решил переехать в родовое поместье Старая Казинка на Тамбовщину. В 1790-1791 годах он посещал своё имение в качестве ремонтёра, закупавшего для военной службы лошадей. В это же время перевёз сюда и свою типографию.
Рахманинов продолжал свою службу, а типография уже работала в Казинке. Корректором работал ученик просветителя Н.И. Новикова Благодаров, наборщиком был «из дворян» Дьяконов, а смотрителем был однополчанин Рахманинова вахмистр Крыженевский. Вдали от больших властей издательское дело шло успешно. Вопрос с цензурой удалось обойти красиво: поскольку книги Вольтера уже издавались в столице, то Иван Герасимович печатал второй тираж в той же вроде бы типографии. Поскольку уже было разрешение столичной цензуры, местная власть не вмешивалась. В такой ситуации ушёл на второй план очень важный вопрос места издания. Типография находилась в поместье Рахманинова в селе Старая Казинка, но по указу императрицы «вольные», то есть частные типографии, могли быть только в городах. Поскольку Казинка была в Козловском уезде, Рахманинов на изданиях просто указывал «в городе Козлове».
Образованный и со столичными манерами гвардейский офицер нравился местным дворянам. Понравился он и козловскому городничему Сердюкову. Понравился настолько, что Сердюков во время отсутствия Рахманинова даже стал помогать ему в руководстве типографией. Здесь же начали печатать произведения местных, тамбовских, авторов. Продукция реализовывалась через книжные магазины и через книжную лавку «Вольной типографии» в Тамбове, основанной в 1787-м Гавриилом Державиным.
Гвардейский офицер Рахманинов сделал и по службе успешную карьеру, получив, уходя в отставку в 1793 году, генеральский чин бригадира.
Крамольные книги сгорели
Успешная работа казинской типографии оборвалась в январе 1794 году. «Доброжелатели» подложили рахманиновское издание сочинений Вольтера на стол в приёмной императрицы. Екатерина II издала указ: «Дошло до сведения Нашего, что в городе Козлове есть типография, о которой желаем знать подробно...». И закрутилось колесо репрессивной машины. В Казинку прибыла воинская команда, типографию опечатали, а Рахманинова посадили под домашний арест. Началось долгое следствие.
Было опечатано 5205 экземпляров разных изданий, находившихся в тот момент в типографии. В том числе вторая, третья и четвёртая части сочинений Вольтера (первая успела разойтись), две части «Почты духов» и десять разных изданий, в том числе «Ода на взятие Очакова» (12+) тамбовского автора Слепцова. Шло томительное следствие, Рахманинов жил под арестом, а опечатанные книги сторожила специальная команда.
Вдруг в 1797 году произошёл пожар, уничтоживший книги. Поскольку не стало крамольных книг и незаконной типографии, дело прекратили, но за владельцем Казинки на всякий случай установили надзор. Заниматься издательской деятельностью Иван Герасимович уже не мог, поскольку в 1796-м Екатерина II издала указ «Об ограничении свободы книгопечатания, ввоза иностранных книг и об упразднении частных типографий».
Рахманинов был не одинок. К нему поддержать в трудную минуту приезжал Крылов, жизнь которого тоже была непростой. Несчастья баснописца начались после того, как в 1793 году Екатерина II, заподозрив издателей журнала «С.-Петербургский Меркурий» Крылова и Клушина в неблагонадёжности, захотела закрыть их журнал, но, играя роль просвещённой императрицы, ограничилась внушением.
Журнал пришлось закрыть. Крылову был вынужден наниматься в поместье к князю Голицыну в качестве секретаря и учителя детей. По окончании этой работы, как пишет Николай Степанов к книге «Крылов» (12+), «по дороге из Казацкого Крылов заехал к своему другу Рахманинову».
В 1801 году на российский престол взошёл Александр I, ободрённый этим, Иван Рахманинов мечтал «о втором тиснении Вольтера». Он передал московским купцам право на свои переводы Вольтера. С 1802 по 1805 годы ими было выпущено пять томов рахманиновских переводов Вольтера.
Конечно, более известен родственник основателя первой сельской типографии — Сергей Васильевич Рахманинов, родившийся позже. Но и Иван Герасимович Рахманинов оставил заметный след в истории нашей Тамбовщины и России, чем мы вправе гордиться.