Оставили заметный след в Тамбове
Тогда были учебные заведения, готовившие офицеров для армии и флота, священнослужителей для церкви, художников, учителей, словом, многих специалистов. А для государственной службы специально не готовили, но необходимость была. И вот в 1811 году в Царском Селе под Петербургом открыли высшее учебное заведение Императорский Царскосельский лицей с продолжительностью обучения шесть лет. Это было привилегированное учебное заведение, где могли учиться даже члены императорской семьи, не было муштры и зубрёжки, учили серьёзно, а обстановка была весьма демократичная.
В числе первых учащихся, а их было 30, оказался и юный Пушкин. Все выпускники лицея стали очень интересными и известными в России людьми. Среди них были Александр Корнилов и Константин Данзас. Корнилов спустя время, в 1838-1843 годах, служил в Тамбове губернатором.
Ещё один тамбовский губернатор, связанный с Пушкиным, — это Гавриил Державин, который одобрил и признал в молодом выпускнике лицея Пушкине большого поэта. Он управлял Тамбовским наместничеством в 1786-1788 годах.
Александр Корнилов после лицея служил гвардейским офицером, был ранен при штурме Варны, в чине действительного статского советника служил губернатором в Киеве, Вятке, а потом и в Тамбове. В нашем городе он оставил заметный след. В 1838 году в Тамбове по приказу Корнилова была переоборудована типография и возобновлено издание местной газеты, основанной Державиным ещё в 1788-м. В 1840 году приступили к строительству кирпичного здания института благородных девиц. В мае 1842-го началось строительство кирпичного здания Тамбовской публичной библиотеки. Они и сегодня служат городу.
История одной дуэли
Авторы «Тамбовской тропинки к Пушкину» (12+) отмечали: «Пушкин не упоминает Корнилова ни в одном из своих стихотворений, посвящённых «студентам»». Вроде поэт не проявлял к нему интереса. Но в книге Черейского «Пушкин и его окружение» (12+) упоминается автограф стихотворения Пушкина «19 октября 1827», принадлежавший Корнилову, вероятно подаренный поэтом.
Общение с поэтом и однокашниками, несомненно, демократизировало его взгляды, хоть он и служил своему, сословному, строю. Он непременный участник празднования лицейских годовщин, а в 1851 году 19 октября (день начала занятий в лицее) они собирались на квартире Корнилова.
Более полное понимание характера Корнилова (лицеисты прозвали его Мосье) даёт дореволюционный словарь Брокгауза и Ефрона. Можно узнать не только то, что «Корниловы — русский дворянский род», но и то, что младший брат тамбовского губернатора, Владимир Алексеевич, и есть тот самый легендарный вице-адмирал, герой защиты Севастополя, который в 1854 году был смертельно ранен на Малаховом кургане.
Известно, что в Тамбове в 1855-1866 годах служил губернатором Карл Данзас. А секундантом Пушкина на трагической дуэли был его однокашник по лицею Константин Данзас. Совпадение?.. Ведь фамилия Данзас в России редкая.
Исследователи, восторженно относясь к Пушкину, критически оценивают роль его секунданта. Они полагают: если бы на месте Данзаса оказались бы Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин или Иван Малиновский, поэт не погиб бы. Конечно, Данзас виноват, что, отправляясь на дуэль, не предупредил домашнего врача Пушкиных Спасского, чтобы был наготове, не нанял заранее карету на случай ранения. Но, согласно тем правилам, дуэли щекотали нервы, создавали репутацию смелого человека, а заканчивались смертью редко. Были дуэлянты — участники более полусотни поединков. Да и сам Пушкин до этого участвовал в дуэлях более десятка раз.
В «Памятной книжке «Тамбовских губернских ведомостей» напечатано: «8 марта 1861 г. в Тамбове получен манифест о даровании крепостным людям прав свободных сельских обывателей и в этот же день начальником губ. д.с.с. (действительным статским советником) К.С. Данзасом (опечатка, следует К.К. Данзасом — прим.ред.) был прочитан в экстренном собрании губернского правления».
Секундант Пушкина — Константин Карлович Данзас. А тамбовским губернатором был Карл Карлович Данзас, его младший брат. Он учился не в лицее, а в морском кадетском корпусе, служил, воевал, был губернатором в Харькове, затем в Тамбове. Символично, что именно брату секунданта Пушкина довелось объявить об отмене крепостного права, «барства дикого», как писал поэт.