И фонари, и мостовые
В то время считалось допустимым брать готовый сюжет и творчески перерабатывать в своё произведение. Например, Крылов использовал басни Лафонтена, а Пушкин — «Памятник» (12+) Державина. Лермонтову же нужен был анекдот как повод для доверительного разговора при свечах о язвах монархической, крепостнической России и о большой теме слабости человека перед соблазном. Хотелось высмеять формализм и чиновное бездушие сословной власти, бессмысленность охраны города будочниками с архаичными секирами. Будочники ведь не охрана, а символ статуса города и средство воздействия на людей. Таково было во всей России.
Большевики, утверждавшие, что они принесли лампочку Ильича и асфальт, приучили читать с насмешкой строки «и фонари, и мостовые». На самом деле электричество и асфальт были в Тамбове и до революции, причём асфальт ещё с 1881-го. Но за годы войн, революций и разрухи забывались успехи дореволюционного города.
Во времена Лермонтова город с фонарями и мостовой — это символ прогресса, ведь были они далеко не во всех городах и свидетельствовали об уровне благополучия и его масштабах. О фонарях говорили с гордостью. В других городах, если нужно было идти в тёмное время, брали свой фонарь или факел. В сёлах и деревнях вставали на рассвете, а ложились затемно. Тамбову же повезло не только с фонарями, но и с мостовыми. Помог случай: в 1805 году местный епископ чуть не утонул, выйдя из кареты на главной, Астраханской, улице. Это заставило местных купцов раскошелиться на мощение улиц.
По тамбовским просторам
В пропагандистских целях поэму «Тамбовская казначейша» начали использовать большевики. Ссылаясь на великого поэта, они твердили про убогость дореволюционного Тамбова. Вслед за ними и советские тамбовские чиновники стали утверждать, что все культурные начинания появились лишь при них.
Почти век нас приучали видеть прошлое Тамбова запущенным и убогим. Однако была вполне успешная Тамбовская губерния с богатым культурным прошлым, по численности населения превосходившая и Петербургскую, и Московскую. После подавления «антоновщины» тут закрыли тамбовскую оперу, консерваторию и университет. От губернии «отрезали» большие территории с развитой промышленностью, превращая её в уезд, о чём писал в «Городе Градове» (12+) Андрей Платонов.
Рассматривая поэму словно путевые очерки или журналистский фельетон о растратчике-казначее, принижая этим произведение, никто даже и не упоминает, что Лермонтов, будучи молодым человеком, в пути на Пензу, в Тарханы, должен был проезжать не только Тамбов, но и Козлов (ныне Мичуринск), Столовое, Рассказово, Кирсанов и другие населённые пункты. «Прописав» поэта в Тамбове, не стоит забывать обо всём маршруте его следования по тамбовским просторам.
Описывая вроде бы конкретный типичный русский город Тамбов, который он видел, поэт, в то же время, многозначительно, вполголоса подсказывал «там зданье лучшее — острог». Словно давал понять, что под словом «Тамбов» он имеет ввиду царскую Россию, в которой рядом с Зимним дворцом — Петропавловская крепость, а рядом с Кремлём лобное место. «Там» — значит — в России, чем мы вправе гордиться.
Реальный же тамбовский острог, как утверждается в «Сборнике-календаре Тамбовской губернии» 1903 года: «Здание это приобретено покупкою у частного лица в 1818 году за 19000 руб. ассигнациями», так, что ко времени создания поэмы он не был ни новинкой, ни крупным зданием города. Острог не олицетворял Тамбов, поскольку был на окраине. В 1827-м в центре города приобреталось для гимназии кирпичное здание за 70000 руб. Недалеко от гимназии в 1837 году был перестроен помпезный, с колонами, большой Гостиный двор, стоивший на порядок дороже острога. Гостиный двор и поныне украшает наш город.
Играли в лото
Тема азарта в поэме актуальна и сегодня. В любом современном городе, где есть метро, высотные здания, дисплеи на улицах (символы, пришедшие на смену фонарям и мостовым), нельзя оставлять на остановках общественного транспорта игровые автоматы. Вроде передовой, человек всё так же слаб перед соблазном, может проиграть последнее игровым автоматам или напёрсточникам.
Разговоры о том, что у нас якобы все играли в карты, возникли уже после появления «Тамбовской казначейши». В карты тут, конечно, играли, но в основном дворяне и никак не больше, чем в других городах России. В Тамбове более распространённой, чем карты, была игра в лото. Небогатых купцов третьей гильдии и мещан было во много раз больше, чем дворян. Они играли в лото целыми семьями, ночи напролёт, но ставки были копеечные.
Подтверждать цитатами из произведений Лермонтова убогость прошлого нашего города вроде авторитетно, да и нетрудно. Поэтому талантливая поэма не забыта, как многие другие, связанные с прошлым Тамбова, но, к сожалению, использована и принижена, чтобы лишить нас красивой истории и богатого литературного багажа Тамбовщины.