Где только Владимир Гиляровский не побывал! Исследователь его жизни Замошкин писал, что его тянуло и в Москву, и в Ярославль, и на крутые стремнины Кавказа, и на легендарную Шипку, и на шумные нижегородские ярмарки, и в живописные любимые места Гоголя, и в степные ногайские просторы, и на широкую матушку-Волгу. В поисках приключений побывал он и на Эльбрусе, и в катакомбах под Москвой. Был он и у нас, в Тамбове.
«Началась моя новая счастливая жизнь»
Широко известны его книги «Москва и москвичи» (12+), «Люди театра» (16+) и «Москва газетная» (12+). Интересно, что впервые на сцену автор этих книг вышел в Тамбове, куда его привели странствия по России.
Было это так. Цирк, с которым он странствовал по России, перегружался на другой эшелон на тамбовском вокзале. Ожидая этого, Гиляровский зашёл в небольшой ресторанчик в нижнем этаже театра (речь идёт о театре, что раньше был на современной Октябрьской улице). Там ему пришлось вмешаться в драку, и он спас Григорьева, сына антрепренёра местного театра (человек недюжинной силы, он неоднократно попадал в такую ситуацию). В результате Владимир Алексеевич познакомился с тамбовскими актёрами, и, как он пишет, «началась моя новая счастливая жизнь, так непохожая на предшествующие приключенческие годы». Ему стали поручать небольшие вторые роли «на выходах».
Этому периоду посвящён его рассказ «Вася» (12+), в котором Гиляровский писал: «Шла «Хижина дяди Тома», и я — в курчавом парике, вымазанный сажей, сказал мою первую фразу на сцене: «Здравствуйте, дядя Том». И даже не заметил, что стоявшие со мной статисты, солдаты Рязанского полка, также сказавшие, как и я, эту фразу, сняли парики из вязанки, принятые ими за шапки, раскланялись и надели их снова».
Вспоминал Тамбов с теплотой
В книге «Мои скитания» (12+) Гиляровский вспоминал, как он играл вместе с актёром Беловым, который настоял на том, чтобы ему дали сыграть Гамлета, но сыграл невыразительно. А позже писал о нём: «Настоящая фамилия Белова была Бочарников. Он крестьянин Тамбовской губернии, малограмотный. С ним я путешествовал пешком из Моршанска в Кирсанов в труппе Григорьева». Когда у Белова вышел срок действия паспорта, антрепренёр Далматов поручил Сологубу (под таким псевдонимом работал Гиляровский) отправить в волость паспорт Белова с деньгами за оформление.
Гиляровский делился: «Читаю паспорт и вижу, что в рубрике «особые приметы» ничего нет». Я пишу: «Скверно играет Гамлета» и посылаю денежным письмом в волость». Прошло время. Из волости прислали новый документ. «Зачем-то им понадобился паспорт в контору театра, и там прочли, а потом узнал Далматов и всё: против «особых примет» была надпись: «Скверно играет Гамлета». Причём, слово «Гамлета» было написано через ять!». Местные полицейские чиновники старательно и бездушно повторили надпись Гиляровского.
Автор не только знаток и летописец Москвы, он писал и о Тамбове. Ведь Тамбов оставил в памяти этого писателя лучезарные впечатления. Неспроста наш город неоднократно упоминается в его произведениях. Читая воспоминания Гиляровского, наши читатели могут представить, каков был Тамбов в прошлом.