Он не входит в ранг государственных, а потому имеет статус внутриведомственного и в основном закрыт для общественности. Возник музей больше 50 лет назад, к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне. И посвящён он целой эпохе зарождения Всероссийской централизованной системы органов безопасности в лице чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем в советский и постсоветский периоды.
Тайная полиция
В 1917 году в нашей стране создаётся Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, на Тамбовщине же ВЧК появляется только в марте 1918-го. Экспозицию музея открывает портретная галерея первых тамбовских чекистов. Как пояснила подполковник ФСБ в отставке Ирина Теплякова, местные художники подготавливали её по описаниям и сохранившимся фотокарточкам начала ХХ века, что, учитывая количество пройденных лет, оказалось очень кропотливой и детальной работой:
— Феликс Дзержинский — революционер и первый председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии — оставил глубокий след в истории. Одно из первых его распоряжений в местные подразделения ЧК — борьба с сиротством и беспризорностью. Стояла большая задача: всех детей, оставшихся без родителей, поселить в дома-интернаты и взять над ними шефство. Говорим о Дзержинском как о глобальной фигуре, который не только возглавил ЧК, участвовал в разработке и проведении сложнейших операций разведки и контрразведки, но и занимался народным хозяйством, экономическими вопросами. В 1960-е мы поддерживали тесное сотрудничество с его племянницами — Софьей Генриховной и Ядвигой Генриховной. Они приезжали в Тамбов вместе с биографом Николаем Зубовым, подарили нашему музею первую биографическую книгу о Феликсе Дзержинском с дарственной надписью Зубова.
Музей хранит сотни историй о легендарных деятелях Тамбовщины и десятки сотен экспонатов — документы из оперативного архива управления, образцы формы работников ведомства, а также подлинные предметы — удостоверения и личные дела, изъятое оружие разных времён и операций, письма, печатные издания и многое другое.
В огне сороковых
Деятельность органов государственной безопасности предстаёт именно так, как она и должна быть освещена в музее — в объективном историческом окружении и контексте. И Великая Отечественная война заслуженно занимает центральное место в нём. Доска Памяти бережно хранит имена тех, кто встал на защиту своей страны, пожертвовав собственной жизнью ради свободы других.
Медали и ордена, наградные и боевые листы, личные вещи — всё это в дар музею передали родственники участников войны. Здесь же фотографии ветеранов Великой Отечественной с их краткой биографией. Герои, подвиги, сотни километров пройденных дорог, и такая долгожданная, такая общая Великая Победа: с замиранием сердца слушаешь историю об экспозиции, отражающей события роковых сороковых.
Существует ряд военных и стратегических действий, которые связаны не только с Тамбовской областью, но и вошли в летопись наиболее интересных контрразведывательных и разведывательных операций ведомства. Таковым можно назвать схватку с «Цеппелином». На одном из стендов музея — выцветшая фотография Михаила Корочкова. Трудно себе представить, что за этим фотоснимком сокрыта одна из тайн Великой Отечественной войны.
— Война приходит нежданно. Опьяневшие от лёгких побед в Европе, полчища захватчиков двигались к сердцу России — Москве, испепеляя и уничтожая всё на своём пути. Для многих солдат первые бои окончились пленом, оказался среди них и Михаил Корочков. Череда концлагерей, беспрестанные побои и унижения, голод и издевательства, безысходность и животный страх: порой моральные страдания бывают страшнее физических. Для врагов ты недочеловек, низшая раса, подлежащая искоренению. А кто ты для своих? Трус, раз был пленён живым? По законам военного времени это тоже смерть, но уже от рук своих. Есть ли альтернатива пуле и предательству? Есть. Жизнь. Жить хотелось всем, нельзя было только ошибиться в выборе того, как жить, — размышляет Ирина Теплякова.
Из истории знаем, что Михаил Корочков дал согласие пойти в немецкую разведшколу. Находясь в тылу противника и прикрываясь школой, изучал врага. Записывать ничего нельзя, и Михаилу приходилось всё запоминать: спецшколу со всеми корпусами, устроением комнат, подсобных и жилых помещений. Как уточняет Ирина Георгиевна, когда эта картинка уложилась в памяти до автоматизма, стал составлять портреты всего состава — скрупулёзно, до мельчайших деталей внешности, поведения, особенностей языка. Шаг за шагом формировал Корочков своё досье — на одну из самых законспирированных школ гитлеровского разведоргана «Цеппелин».
— Исполнительный и услужливый курсант добился своего — вошёл в доверие и был отправлен в глубокий тыл советских войск. Октябрьской ночью на поле Дегтянского колхоза имени Кирова приземлилась группа из трёх человек. Руководил разведгруппой немецкий агент по кличке Седов — под таким псевдонимом был заброшен Михаил Корочков. Под предлогом проведения разведки он добирается до села Челнаво-Покровское Сосновского района и выходит на местное отделение НКВД, — добавляет Ирина Теплякова. — Сведения о разведшколе «Цеппелин», полученные от Корочкова, были поистине неоценимы. Но до конца войны были ещё долгие три года, и выход из сложившейся для Михаила ситуации единственный — продолжать бой, но уже в ином качестве — советского разведчика под псевдонимом Лесков. Михаил Корочков дошёл до конца Великой Отечественной, а его операция вошла в золотой фонд нашей контрразведки.
Герои и их подвиги
Экспозиция музея последовательно и наглядно отображает целую эпоху развития и совершенствования службы безопасности: ВЧК, НКВД, КГБ, ФСБ. За короткими аббревиатурами стоят сотни значимых событий и тысячи легендарных личностей.
Отдельные стенды рассказывают о крупных спецоперациях, например, по изъятию наркотических средств и оружия. Так, в 1993 году тамбовской службой безопасности была обнаружена коллекция икон, которую пытались вывезти за границу. Сотрудники безопасности смогли взять с поличным бандитов, все иконы возвратили в русскую православную церковь.
— Много имён, которые являются легендарными как для Тамбовской обрасти, так и для всей России. По праву таковым можно считать военного дирижёра и композитора Василия Агапкина. Мало кто знает, но именно на Тамбовщине молодой военный музыкант начал службу в органах госбезопасности, а ушёл в отставку полковником КГБ, — рассказывает Ирина Георгиевна.
Завершается экспозиция витринами с подарками, которые в разное время получали сотрудники службы безопасности, в том числе за достижения в различных мероприятиях и событиях. Один из интереснейших экспонатов — иллюминатор от космического корабля, подаренный ведомству в 2009 году. Всё это — память, а её, как известно, надо беречь!