Лента новостей
Статья23 июня 2023, 09:01

Светоч русской фотографии: как уроженец села Селезни стал известным на весь мир фотохудожником

Фотография в России появилась в 1839 году. Фотоискусство развивалось стремительно, и большую роль в этом сыграл уроженец притамбовского села Селезни Андрей Карелин.

Портрет Андрея Карелина
Портрет Андрея КарелинаФото: из фондов Русского музея фотографии

Свободный художник

Андрей Карелин родился в июле 1837 года в семье простой государственной крестьянки Татьяны Карелиной, которая жила в Солдатской слободе Тамбовской губернии, ныне известной как село Селезни Тамбовского муниципального округа.

Ещё в детстве проявив способности к рисованию, Андрей десятилетним мальчиком отправился в Тамбов учиться иконописи у местных мастеров. Однако Карелина ждала судьба не безвестного иконописца, а знаменитого фотографа-художника: спустя девять лет благодаря поддержке неравнодушного помещика-мецената, заметившего художественный талант юноши, Андрей Осипович из Тамбова отправился в столицу Российской империи — Санкт-Петербург, где поступил в Петербургскую академию художеств. Там молодой художник осваивает историческую живопись, учится создавать картины. Именно в студенческие годы Карелин начинает заниматься фотографией, учится ретушировать (редактировать, — прим. ред.) и раскрашивать отпечатки снимков в фотоателье, изучает оптику.

В 1864 году Андрей Карелин оканчивает академию и получает звание свободного художника. Так и жил бы он в Петербурге, если бы не возникшие проблемы со здоровьем. Для выздоровления врачи посоветовали ему поселиться рядом с рекой Волгой, поэтому сначала художник переезжает в Кострому, а затем в Нижний Новгород, где и остаётся навсегда. В первое время Андрей Карелин работает в фотоателье Михаила Настюкова, фотографа наследника цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III – прим. ред.). Через несколько лет по совету знакомых Карелин открывает собственное ателье, а также общедоступную художественную школу, в которой преподаёт до 1905 года.

Первый в интерьерном портрете

Для общества второй половины XIX века фотография была любопытной новинкой, которая привлекала своей документальностью. Именно поэтому огромный пласт творчества Андрея Осиповича Карелина занимают фотопортреты, — они пользовались большим спросом. Клиентами Карелина был весь цвет русской интеллигенции того времени: художник запечатлел в фотографии учёного Дмитрия Менделеева, писателей Ивана Тургенева и Максима Горького, художников Василия Верещагина и Ивана Шишкина, дирижёра и основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна и многих других.

Работа фотохудожника Андрея Карелина
Работа фотохудожника Андрея КарелинаФото: из фондов Русского музея фотографии

Кроме создания портретов Карелин занимался этнографической и архитектурной съёмкой, запечатлевал жанровые сценки и пейзажи. В 70-х и 80-х годах он издал «Художественный фотоальбом фотографий с натуры», в который вошли его лучшие снимки. Большинство из них — фотографии детей, родственников, домашних и друзей.

Второй женой Андрея Осиповича Карелина была Ольга Григорьевна Лермонтова, племянница знаменитого русского поэта, а ученик Карелина, Максим Дмитриев, также уроженец Тамбовской губернии, впоследствии стал родоначальником репортажной съёмки и российской фотопублицистики.

Особенностью фотографий Карелина была живость, он не создавал бездушные статичные изображения. Его герои не сидят на месте, смотря в объектив камеры, а всегда чем-то заняты: например, три девушки в компании друг друга рассматривают фотоальбомы, на другом изображении слушают игру бродячих музыкантов, заглянувших в окно, или читают книги, рисуют, пьют чай. Снимки Андрея Карелина строятся на контрасте тёмного и светлого, при этом изображения отличаются мягкостью, плавностью, объёмностью, их приятно рассматривать. В качестве фона к своим сюжетам художник использует интерьер собственного дома, который был превращён в настоящую съёмочную площадку. Андрей Карелин — первый русский фотограф, работавший в жанре интерьерного портрета.

Мировое признание

Фотографии Карелина восхищали современников, как российских, так и зарубежных. В 1870-х годах Андрей Осипович участвует в нескольких международных фотографических выставках, посещает Вену, Париж, Филадельфию и Эдинбург, где его награждают дипломом и золотой медалью Королевской шотландской академии. Карелин был первым в Европе фотографом, применявшим добавочные линзы, что позволило его оптике снимать людей на расстоянии до семи метров со стабильной резкостью.

Мастерство Андрея Карелина как фотохудожника признал даже принц Альфред, герцог Эдинбургский, который отлично разбирался в фотографии и сам был фотографом-любителем. Путешествуя вместе с женой по Волге и заглянув по пути в Нижний Новгород, принц с недоверием отнёсся к рассказам о таланте Карелина и решил этот талант испытать. Он посетил фотосалон художника и во время фотосъёмки специально сел в кресло, положив ногу на ногу. В то время фотографы не умели передавать на фото подобную позу без искажения пропорций. По хитрому замыслу принца Альфреда ноги и руки на портрете должны были получиться огромными, а лицо наоборот маленьким. Карелин, однако, сумел сделать снимок, на котором все части тела принца выглядели соразмерно и гармонично. Герцог Эдинбургский был приятно удивлён и удовлетворён получившимся портретом.

В 1876 году за успехи в области фотографии Андрей Карелин получил почётное звание фотографа императорской Академии художеств, в 1878 году его приняли в члены Французской национальной академии искусств, а на следующий год император Александр III наградил его золотой медалью за участие во Всемирной Парижской выставке. Так, благодаря таланту и уникальному художественному видению Андрей Карелин, бывший некогда простым крестьянским мальчиком из притамбовского села, стал известным на всю Россию и мир светописцем.

Автор:Ольга Мещерякова