В Тамбове Маяковского знали ещё футуристом. Он был очень популярен и потом, особенно среди комсомольской молодёжи. Местные газеты печатали его стихи. Московское пресс-бюро рассылало его стихи в редакции губернских газет. Поэтому получилось даже так, что его стихотворение «17 апреля» (16+), посвящённое 11-й годовщине Ленского расстрела, впервые было опубликовано именно в «Тамбовской правде» в 1923 году.
Народный спектакль
«Мистерию-буфф» (12+) Маяковский задумал в 1917 году, а первое чтение пьесы состоялось 27 сентября 1918-го на квартире Брик в присутствии Луначарского. Маяковский так вспоминал об этом: «…отозвались хорошо. Окончательно утвердил хорошее мнение шофёр Анатолия Васильевича, который слушал тоже и подтвердил, что ему понятно и до масс дойдёт». В конце 1918 года эту первую советскую пьесу увидел московский зритель. За пределами столиц пьеса появилась чуть позже. В 1920-м во Владивостоке литературно-художественное общество организовало публичное чтение «Мистерии-буфф», а читал пьесу друг и учитель Маяковского Давид Бурлюк.
В полном собрании сочинений Маяковского, вышедшем в 1939 году, сказано: «Своеобразно была поставлена «Мистерия-буфф» в Тамбове (премьера состоялась 21 августа 1921 года)». Тамбовский пролеткульт воспользовался предложением поэта: «…все играющие, ставящие, читающие, печатающие «Мистерию-буфф», меняйте содержание, — делайте содержание современным». Там же сказано о тамбовском спектакле так: «В пьесу были внесены изменения: вставки на злободневные темы общего и местного порядка, в текст пьесы вводились также отрывки из стихотворений Маяковского и текстов окон РОСТА». Спектакль шёл с успехом два месяца в Тамбове, а затем в Мичуринске, Моршанске, Рязани и Ряжске.
Ещё интересней пьеса была поставлена 6 июля 1922 года в виде массового спектакля в тамбовском городском саду. В представлении приняло участие 150 человек, в основном слушатели драматических курсов при партийном клубе. Артисты находились и среди зрителей, что объединяло сцену и зрительный зал. В нашем городе пьеса нашла понимание и поддержку ещё и потому, что комсомольская молодёжь ещё в 1920-м ставила здесь агитлубок Маяковского «Всем Титам и Власам РСФСР».
Политическая «Азбука»
В конце сентября 1919-го Владимир Маяковский написал политические частушки на каждую букву алфавита, назвав их «Советская азбука» (16+). Эту «Азбуку» писал он для взрослых малограмотных солдат. Как сам признавал: «Там были остроты, которые для салонов не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо», что стало причиной сложной жизни «Азбуки».
Когда он принёс её в Центропечать, то машинистка заявила: «Лучше я потеряю всякую работу, но эту гадость я перепечатывать не буду». Не приняли «Азбуку» и в типографии. Поэт нашёл свободную литографскую машину в Строгановском училище, где ему пришлось самому печатать. Он рисовал на литографском камне, печатал, а друзья вместе с ним раскрашивали рисунки от руки.
Часть тиража Маяковский отвёз в Кремль и раздал красноармейцам, идущим на фронт, а большую часть тиража агентство печати разослало в губернии. Неудачи «Азбуки» продолжались. В Петрограде, не разобравшись, дали её в школы, а затем изымали. Поэт вспоминал: «На этой книжке написано «Азбука», и её какой-то чиновник взял и отправил в детские дома Ленинграда. Учительница берёт и читает: «Воткнуть перо бы в ягодицы», и ругается, какие Маяковский для детей скверные азбуки пишет…».
Попала «Азбука» и в Тамбов. В газете «Известия Тамбовского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» 7 февраля 1920 года была опубликована рецензия очень резкая, в духе того времени. Она начиналась словами: «Губпечатью в числе разной литературы получена, между прочим, месяца полтора-два тому назад брошюра под названием «Советская азбука». Автор произведения, нигде не назвавший себя (по-видимому, не без умысла) заставляет предполагать, что если он человек больной, то, во всяком случае, не без шансов на выздоровление». Строгий тамбовский рецензент почему-то не прочёл на обложке от руки написанную фамилию Маяковского. Очевидно, провинциальный журналист чувствовал себя значимым, критикуя столичного поэта.
Поэт и гражданин
Через неделю эта же газета поместила разгромную рецензию, похоже, того же рецензента, на пьесу «Солнечные лучи» (12+) тамбовского пролеткультовца Александра Поморского: «Пьеса совершенно бессмысленна и лишена искренности… Очень жаль, что тамбовский пролеткульт издержал на это столь ценную в наше время бумагу». Поморский — журналист, поэт, революционер, участник штурма Зимнего дворца. В Тамбове был с 1918 по 1925 годы, возглавлял здесь пролеткульт. Автор ряда поэтических сборников. Первый его сборник, написанный в Тамбове, «Цветы восстания» (16+), вышел в 1918-м. Поморский ещё один забытый нами тамбовский поэт.
Маяковский очень разносторонний поэт. Он создавал и лирические, и философские, и песенные («Маруся отравилась» (16+), «Съезжалися к ЗАГСу трамваи» (16+)), и частушечные, и политические стихи. Трагедия поэта в том, что власть использовала и популяризировала только политические произведения его, как «агитатора, горлана-главаря». Когда политика власти сменилась, его политические стихи стали не нужны, то получилось, что Маяковский не нужен, ведь в обществе знали его только как пропагандиста.
Сегодня редко кто ответит на вопрос об авторе романса «Прощаюсь нынче с вами я, цыгане» (12+). А ведь этот романс написан Владимиром Маяковским. Так что, Маяковский сегодня не забытый тамбовчанами поэт, он, в силу политических причин, полностью ещё не открыт ими.