Лента новостей
Статья7 октября 2023, 15:08

Тамбовский художник Александр Чернов посвящал свои экслибрисы местным писателям

Книжный знак — это небольшое изображение, которое печатают на форзацы книг их владельцы. Он также известен как экслибрис, что означает «из книг». Экслибрисы обычно состоят из имени или монограммы человека и мотивов, которые могут что-то о нём рассказать.

Писатель Александр Чернов
Писатель Александр ЧерновФото: Алексей Бучнев

Необычный экслибрис поэта

Знаменитый русский поэт Алексей Жемчужников (1821-1908) жил и умер в Тамбове. Он автор замечательных стихов, в том числе и романса «Журавли» (12+). Поэт огромного таланта, он вместе с братьями и Алексеем Толстым создал настолько яркий образ Козьмы Пруткова, что читатели готовы верить в авторство этого самоуверенного мифического героя. Убедительность, реалистичность образов Жемчужникова позволяет им жить как бы своей жизнью, без автора.

Вот и геральдический книжный знак его брату Владимиру Михайловичу внешне похож на дворянские экслибрисы, словно бы его фамильный герб разрабатывали герольдмейстеры: помпезный, с претензиями, с девизом. А девиз-то какой — «Правдою, любовью и честью», который мы, уже знакомые с Прутковым, готовы прочитать «…и лестью». Лиса, уносящая гроздь винограда, а над ней груда пушечных ядер, словно виноградная гроздь.

Экслибрис для Владимира Жемчужникова
Экслибрис для Владимира Жемчужникова Алексей Бучнев

Тамбовский Дон Кихот

Хлебнувший немало горя, а потому готовый как Дон Кихот защищать слабых, он вошёл в конфликт с томскими руководителями и был вынужден уехать. Тамбов расположен далеко от Томска, вот Иван Елегечев (1927-2011 годы) и приехал сюда в 1976-м.

Он ехал в Тамбов на всю оставшуюся жизнь. Елегечев задумал писать здесь большую книгу о Мичурине, Рахманинове или Державине, и ему нужен был материал. У меня как раз было немало статей о Державине, и я ими поделился. В итоге он остановился на поэте, моего материала ему было мало, и он вышел на опытнейшего архивиста и мудрого советчика Ходякову, которая дала ценные сведения о Державине и Антонове. Елегечеву был нужен образ чиновника, служащего делу, совестливого, заботящегося о простом человеке. Он искал в жизни Державина пример честного служения.

За время пребывания в Тамбове у Елегечева сначала вышел «Таёжный роман» (16+), сборник рассказов «В русском лесу» (12+), исторический роман «Мангазея» (16+), а в 1984-м роман «Зима» (16+). Он напряжённо работал над романом «Губернатор» (16+) о Державине, который был издан в Воронеже в 1987 году огромным тиражом. Первоначально роман назывался «Паутинка».

Писателю не хотелось расставаться с образом Державина, потому пишет пьесу «Что есть истина» (16+), которая с успехом прошла в Тамбовском драмтеатре. Роман и пьеса вернули в жизнь Тамбова великого поэта Державина. В 1987 году я сделал Елегечеву экслибрис с портретом Державина, который занимал очень важное место в его творчестве.

Портрет издателя Александра Чернова. Из цикла героев романа «Белый дом» (1995 год). Художник Иван Елегечев
Портрет издателя Александра Чернова. Из цикла героев романа «Белый дом» (1995 год). Художник Иван ЕлегечевФото: Юлия Новикова

Чем больше писатель узнавал о кроваво подавленном крестьянском восстании, об Антоновщине, тем больше рос интерес к Антонову. Он начинает писать о том трагическом времени. В 1990-м Иван Захарович завершил работу над сборником рассказов о трагедии сибирских крестьян «Остров смерти» (16+) и роман о трагедии тамбовских крестьян «Оккупация» (16+). Название романа от того, что Красная армия получила приказ оккупировать Тамбовскую губернию.

Его злость на всех коммунистов я не разделял. Но помочь хотелось, уж очень честно, смело и талантливо написано. Понимали, разгорится скандал — будут репрессии. Удалось включить в тематический план, утвердив его и в Тамбове, и в Москве. Говорил, что членом Союза советских писателей написаны книги о войне (не уточняя, о какой). На всякий случай «Оккупацию» разместил в тамбовской типографии, а «Остров смерти» в моршанской типографии.

За иллюстрированием обратились к художнику Бучневу, его тема заинтересовала. Предупредил, что после выхода книг попадём под репрессии, а Бучнев ответил, что «не грех и за крестьян кому-нибудь пострадать». Книги печатались, но вдруг произошёл путч ГКЧП, приведший к разгрому КПСС. Через пару месяцев после путча книги вышли, но они уже не были громом средь ясного неба. Эти два месяца пресса дала массу материалов о большевиках и ГУЛАГе. Жизнь пожалела смелого писателя и не пожалела его книг. Тираж разошёлся, что позволило Елегечеву погасить долг, ведь книги были изданы «за счёт средств автора».

Иван Елегечев был талантливым человеком. Выпустив «Оккупацию», он написал целый ряд портретов: вождя восстания Антонова, мэра Коваля, журналиста Писарева, архивиста Ходяковой.

Власть Елегечева не поддерживала. Исторический роман «Соломенный дворец» (16+) в 1993 году он издавал уже за счёт поддержки предпринимателя. Просить помощи было обидно, поэтому последние годы жизни публиковал книги за свои деньги тиражом даже 20 экземпляров. Так была издана в 1998-м драма «Пушкин в Тамбове» (12+).

Приятно вспомнить, что во второй части романа «Голгофа» (16+), называемой «Белый дом», описал меня, издателя Чернова. Роман вышел в 1994 году, а в 1995-м ещё написал портрет, каким видел меня в романе. Получилось так, что сначала издатель сделал писателю экслибрис, а писатель потом написал его портрет.