В центре композиции, которая вскоре украсит стену аквариума, распустил щупальца большой осьминог, будто хозяин подводного царства. Вокруг него разместились глубоководные коряги, на одной притаилась морская звезда. Если присмотреться, станет понятно, что эта «картина» — объёмная. «Холстом» выступает пенопласт: из него изготовлены и подложка, и фон, и персонажи. «Оживляют» безликие белые формы акриловые краски.
Это великолепие — дело рук художницы Марии Гузнер. Читателям «Притамбовья» Мария хорошо знакома своими живописными работами. В одном из предыдущих интервью наша героиня признавалась: её руки «заговорили» после травмы позвоночника несколько лет назад. В результате мото-ДТП женщина оказалась в инвалидной коляске, но духом не пала. Напротив — нашла себя в творчестве: из-под её кисти стали выходить удивительные по красоте пейзажи и замысловатые абстракции. А сейчас её руки освоили новый язык — изготовление объёмных фонов для аквариумов и террариумов и настенных панно. Мария шутит: из 2Д-формата она перешла к 3Д, ведь это ремесло сродни скульптуре.
Новая творческая глава в жизни Марии Гузнер началась несколько месяцев назад. Толчком к увлечению объёмными формами стала работа мужа Владимира: он занимается аквариумами и как-то рассказал, что сегодня в тренде фоны для аквариумов и террариумов. Правда, на готовность супруги воплотить в жизнь мастеровые задумки скептически заметил, мол, у тебя не получится.
— Просто он знает мой характер и знает, как меня задеть, чтобы мотивировать. Я твёрдо решила, что попробую сделать хотя бы одну композицию, и что у меня всё непременно получится, — говорит Мария Гузнер.
Дом Марии Гузнер силами её супруга оборудован так, чтобы она, используя систему подъёмников и направляющих, могла передвигаться сама. Извиняясь за творческий беспорядок, Мария показывает рабочий стол. Здесь из листа пенопласта рождается настоящий дракон: уже различимы голова, крылья и хвост. Мастер уточняет: некоторые фоны частично вырезаются на станке с ЧПУ по заданной программе, но чаще Мария работает исключительно вручную, прибегая к машинной резке в редких случаях.
Вырезать необходимые фигуры из больших пенопластовых блоков и кусков поменьше, а также работать над мелкими деталями позволяют канцелярский нож, термоножи разной мощности и размера, а также паяльник с регулировкой мощности. Между собой детали скрепляются термоклеем или, если композиция очень масштабная, монтажной пеной. После на безликие белые формы наносятся слои грунтовки и акриловой краски.
— Пенопласт — материал очень своеобразный, к нему надо приноровиться. Во-первых, лёгкий, и оттого работа получается очень «мусорной»: после требуется серьёзная уборка, потому что части материала разлетаются не только по столу, но и по всей комнате. Во-вторых, при терморезке образуется очень неприятный едкий запах, поэтому работаю я при включённой вытяжке, а когда позволяет погода — открываю окна, — рассказывает Мария Гузнер.
По словам мастера, самое интересное в работе над любой пенопластовой композицией — даже не укрощение летучих частичек. Самое захватывающее — это «оживление» персонажей и окружения с помощью краски, придание им нужной фактуры, возможность показать рельеф, чтобы детали, будь то морское дно или каменные скалы, выглядели, что называется, как настоящие. Впрочем, обращаться с красками Мария Гузнер умеет, и под её кистью проявляется любая стихия.
Говоря о живописи, Мария замечает: написание картин пока «на паузе». Начаты три работы, но, чтобы продолжить, пока не приходит вдохновение. У всего должно быть своё время. К слову, просидеть над невесомым материалом, из которого выходят диковинные фоны, она может несколько часов подряд.
— Идеи — это дело фантазии. Главное — определиться с основным персонажем или объектом, остальное часто приходит в процессе работы. Часто я сначала делаю эскиз будущего фона. Но это не детальная прорисовка, а, скорее, общая схема расположения деталей на подложке, — говорит Мария Гузнер.
Показывая уже готовые фоны, она замечает: технику выполнения осваивала сама. Во всемирной паутине, конечно, много видео, посвящённых работе с пенопластом, но секретами мастерства и технологиями выполнения подобных композиций никто из интернет-мастеров не делится.
— Знаете, так даже интереснее. К тому же и материал, и термоножи дают то, что называется эффектом внезапности. И порой инструменты сами диктуют нюансы сюжета, — говорит Мария Гузнер.
Заглядывая в скорое будущее, Мария делится: супруг оборудует для неё отдельное помещение на втором этаже дома под мастерскую. Там будет больше места для размещения материалов и хорошая вытяжка. А, значит, из-под ножей и кистей выйдет ещё больше композиций, превращающих безликий пенопласт в яркие цветы, пейзажи и подводных обитателей.