Под лучами осеннего солнца миры на холстах тамбовского мастера, члена Союза художников России, педагога детской художественной школы № 2 имени Поленова Людмилы Кудрявцевой, кажется, становятся осязаемыми. Всматриваясь в картины, ты будто оказываешься в сюжете. Не в мастерской, ограниченной стенами, а там, в затерянных среди весны пятиэтажках, в заснеженном Притамбовье или на старинных парижских улочках.
Встречая нас в небольшой мастерской в здании Дома художников, среди картин и этюдников, Людмила Николаевна поясняет: творческое пространство они делят вместе с супругом, живописцем Владимиром Кудрявцевым. В соседней мастерской работает их сын, продолжатель династии Иван.
Людмила Кудрявцева родилась в Уфе, куда по распределению приехали на большие советские стройки её родители: мама родом из Воронежа, папа — из Тулы. Как раз в Воронеже, с бабушкой, маленькая Люда Миненкова провела первые годы жизни. Потом были и обычная уфимская школа, и развитие творческих способностей.
На вопрос о том, как пришла к живописи и, в частности, к обучению в школе художественной, Людмила Николаевна отвечает: «Странно».
— Вообще, я с ранних лет танцевала в одном из башкирских хореографических коллективов. Преподавала у нас балерина. Мы даже как-то выступали в Москве на большом празднике во Дворце съездов, и наше выступление показывали по телевизору! Меня, к слову, выделяли среди лучших учениц, причём не только наши педагоги, но и специалисты какой-то серьёзной комиссии, — вспоминает Людмила Кудрявцева. — Но лет в 12 я поняла, что особых перспектив в хореографии у меня нет. И по примеру мальчика-соседа поступила в художественную школу.
А после — в Пензенское художественное училище имени Савицкого, которое и сегодня считается одним из лучших в стране. Чтобы стать его студенткой, в своё время пришлось пройти конкурс в десять человек на место! Здесь моя собеседница не только получила профессию, но и встретила свою судьбу, тамбовчанина Владимира Кудрявцева. В Тамбов молодые дипломированные художники приехали уже втроём, с сыном Иваном.
Говоря о продолжении творческой династии, Людмила Кудрявцева замечает: на профессиональный выбор сына они с супругом не влияли, мальчик сам с детства тянулся к творчеству. Правда, ещё до поступления в художественную школу очень любил строить в комнате на полу средневековые замки.
На, пожалуй, привычный и в чём-то банальный для художника вопрос об источниках вдохновения и сюжетах картин Людмила Николаевна отвечает, что начала писать, как и многие её коллеги по кисти, с цветов. Как завещал великий Ренуар.
— Цветочные натюрморты помогают оттачивать технику, учат работе с цветом. Это близкий и понятный каждому сюжет. В Союз художников России я вступала в 1998 году, имея в творческом багаже именно «цветочные» работы, «предметные» натюрморты и сравнительно небольшое количество портретов, — говорит Людмила Кудрявцева.
Пейзажи появились на её полотнах позже. К ним подтолкнули путешествия: в середине нулевых, с разницей в пару лет, супруги Кудрявцевы побывали во Франции и Италии.
— Поездки стали переломным моментом в творчестве. Очень хотелось в Париж. Знаете, я несколько лет просыпалась по утрам с этой мыслью, мне хотелось непременно побывать в Лувре. И там, глядя на картины великих мастеров прошлого, я будто говорила с художниками через их полотна, понимая, что искреннее и истинное искусство — вне времени, — вспоминает Людмила Кудрявцева. — А Италия… Там особенный воздух. Особенная архитектура. Там, на мой взгляд, должен побывать каждый художник. Мои первые большие пейзажи родились по впечатлениям от этих путешествий. Вообще, к европейским сюжетам возвращаюсь часто.
Позже были написаны и те самые тамбовские дворики, и многочисленные сюжеты из Притамбовья. Людмила Кудрявцева уточняет: их дача расположена в селе Черняном, где природа будто сама просит запечатлеть её на холсте, сохранив момент в росписи масляных мазков.
Художник замечает: не все её картины написаны, что называется, с натуры. Вот, к примеру, уходящая вдаль река с маленькой церквушкой, вид на которую открывается с небольшой веранды, где в углу под навесом пристроилось птичье гнездо, а в самом центре расположился готовый принять волю художника холст.
Заметив интерес к изображению, Людмила Николаевна удивляет признанием: такого пейзажа на самом деле не существует!
— На этой картине я показала то, чего мне хотелось бы: вот такую веранду в дачном доме именно с таким видом с крыльца. Художник, начиная творить, много времени посвящает как раз письму с натуры, набирает, скажем так, фактуру. А высший пилотаж — писать по воображению. Да, это можно назвать дополненной реальностью. При этом, я уверена, важно создавать эту реальность позитивной.
Ещё один пример дополненной кистью живописца реальности — портрет девушки на фоне затерявшихся в тумане столичных высоток. Людмила Кудрявцева поясняет: племянница позировала ей в Тамбове, а фон был навеян рассказами девушки об одном из туманных дней в период её учёбы в МГУ.
— В чём задача современного художника? — задумывается над моим финальным вопросом живописец и педагог Людмила Кудрявцева. — Остаться художником-творцом в таком сложном мире. Не стать художником «на продажу», не стать тем, кто работает на потребности публики. Не метаться, а тихонько жить в своём мире и постоянно, каждый день пытаться выразить себя и в то же время — не навредить другим своей работой. И это касается не только сюжета на полотне. Подходить к холсту, выполнять свою работу всегда нужно с чистой душой и добрыми мыслями.