Не_Глинка. Что это за пространство в Тамбове? Название, с одной стороны, отсылает к великому русскому композитору, и, возможно, здесь увлекаются творчеством и музыкой, с другой — глинкой ласково хочется назвать материал, из которого создаются авторские изделия, и тогда, быть может, здесь занимаются лепкой?
А ещё в одном из коллективных стихотворений авторов XIX века есть такая фраза: «Наш Глинка — Уж не Глинка, а фарфор!» Выходит, здесь учатся писательскому мастерству? Владелица Ольга Быкова говорит, что её арт-студия — это история, объединённая всеми этими направлениями, и даже чуточку больше…
Жизнь в авангарде
Создавалась идея Не_Глинки поздней ночью: Ольга взяла со стола листок бумаги и нарисовала свою будущую арт-студию. В её жизни уже не раз случалось, что самые яркие и самые необычные проекты рождались именно в это время суток. Тогда, примерно полгода назад, Ольга до конца не верила, что столь масштабная идея так скоро воплотится в реальность, и что так точно будут угаданы и цветовое решение, и геометрия, и форма мастерской. Но… обо всём по порядку.
Большой мольберт, масляные краски и белоснежный холст пять лет пылились в углу спальни, к ним Ольга всё не решалась подойти, чтобы нанести первый мазок краски. Уроки отца Александра Быкова по рисованию, к сожалению, не увенчались успехом, а потому никто из троих детей так и не взял кисть в руки. Он хоть и не был профессиональным художником, но рисовал хорошо, делал это так, как подсказывало ему сердце. Желание самовыражаться у Ольги появилось позже, когда она стала мамой:
— У нас с супругом двое детей, и мы решили одну из комнат отдать им под творчество, где бы они рисовали на полу или на стенах, а заодно находили выход своим желаниям. И вот однажды вместе рисуем, конечно, выходили детские каляки-маляки, но во мне это тогда сильно откликнулось. Начала присматриваться к современным художникам и современному искусству в целом. Решила — нужно и у себя дома что-то авангардное воплотить в жизнь, а позже, к удивлению, и сама увлеклась рисованием.
Бальзам для души
Ольга начала интересоваться основами живописи, решила учиться у именитых российских художников — Игоря Сахарова и Наталии Юршиной. Параллельно в Санкт-Петербургской академии керамики получала образование по гончарному мастерству и керамике. Возвращаться после декрета в профессию не планировала, молодая мама сделала выбор в сторону семейных ценностей и самореализации:
— Поставить точку в своей привычной жизни и что-то начать с нуля — волнительно, но я никогда не стремилась жить по шаблону и стандартам. В художественной школе поняла, что у меня есть и видение перспективы, и вкус. И если честно, то очень обрадовалась тому, что самоучка. Да, академическое образование важно, как и набор определённых основ. При этом много знакомых, получивших академобразование в художественных школах, говорят, что с творчеством так и не удалось себя связать, потому что их всегда «били по рукам за то, что они выходили за рамки классики жанра». У меня же была возможность творить так, как подсказывает интуиция. Я не претендую на популярность, мне важно, чтобы, приходя ко мне, люди могли раскрыться через творчество.
Жить в согласии с самим собой порой очень и очень непросто. У каждого есть определённые социальные задачи, будь то роль специалиста в определённой отрасли, образцового родителя для детей или надёжного и мудрого наставника для знакомых. Ольга всё это хорошо понимает, а потому советует неустанно искать выход всему тому, что происходит на сердце:
— Вот яркий пример: мне звонит девушка и говорит, что хочет на площадке мастерской провести день рождения. Выбирали для этого мастер-класс из двух тематических сюжетов: осенние мотивы или женский силуэт. На пороге сказала: буду объяснять техники работы с инструментами и материалами, а вы уже рисуйте то, что у каждого откликается. И, знаете, что получилось? В итоге компания нарисовала историю, связанную с морем: волны, горы, водопад и берег. А море — это же символ источника жизни, вечного движения, поиска, символ превращения и возрождения. Вот такое духовное открытие случилось у девушек. Конечно, такие мастер-классы для меня словно бальзам на душу.
Любовь, творчество и немного… магии
Говорится, найди себе дело по душе и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни. Ольга решила полностью посвятить себя творчеству. От идеи проводить дома мастер-классы по живописи и гончарному мастерству отказалась. Решила, что тогда придётся вкладываться в бизнес дважды: сейчас — чтобы переоборудовать домашнюю локацию под мастерскую и потом — чтобы открыть новую.
— А мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. Поэтому решили с супругом сделать этот шаг однажды, чтобы в перспективе проект вырос во что-то масштабное. Хотелось создать классное, интересное, динамичное место, куда можно прийти не только с детьми, но и с друзьями, своей второй половинкой. Порой родители очень стараются и придумывают эдакое, чтобы развлечь ребёнка, а вот про себя забывают. У нас получается и родителям выплеснуть свою энергию. Когда работаешь с глиной или красками, то это оказывается настолько «терапевтичный» материал, что домой приходишь вроде бы опустошённый, а вот на следующий день — окрылённый, будто чуточку другой, счастливее что ли, — размышляет Ольга.
Локацией для арт-студии стал исторический центр Тамбова. Кажется, что уютное местечко просто создано для того, чтобы здесь свершались маленькие, а порой и большие творческие чудеса. В пространстве мастерской много света — из панорамного окошка открывается прекрасный вид на колокольню Казанского мужского монастыря, а ещё много цвета — на оранжевых, лазурных и белоснежных стенах выставлены авторские работы. Кажется, стоит только до них дотронуться, и вот ты оказываешься на морском берегу, а уже в другую секунду — среди лавандовых полей.
Ольга проводит мастер-классы для самой разной аудитории. Уроки по живописи занимают примерно 2-2,5 часа, по гончарному мастерству они проходят в два этапа: сначала изделие формуется, высыхает и обжигается, и только на следующем занятии — расписывается. К слову, своими руками можно сделать как керамическую посуду, а вместе с тем собрать целый сервиз, так и керамические элементы декора. Мастер делится сокровенным: когда впервые сделала для себя кружку, то каждое утро стала наливать в неё кофе, наслаждаться видом из окна и вспоминать, с какой любовью изделие создавалось. После такого ритуала день проходил совершенно по-другому.
Ольга много говорит про магию, которая происходит в процессе работы руками, про атмосферу, внутренний мир и настроение и, конечно, любовь. А когда соединяются любовь и мастерство, то непременно можно ожидать шедевр.
— Старший брат с теплотой шутит, что «в семье не без художника». Это выражение для нашей семьи стало даже неким мемом. Никто из родных не думал, что я настолько увлекусь творчеством, а я им не только увлеклась, но и сделала любимой частью жизни. В ближайших планах — создание керамических новогодних игрушек. Буду проводить для детей и взрослых мастер-классы по их изготовлению. Это станет готовым подарком, состоящим из восьми игрушек. Также организую занятия по живописи, посвящённые новогодней тематике.