Для создания витражей супруги Егоровы из Тамбова используют две техники. Первая — тиффани — была придумана в XIX веке и до нынешних дней она практически не изменилась. В данном случае фрагменты стекла нужной формы и размеров оклеиваются медной фольгой, а затем спаиваются обычным электропаяльником. Вторая — фьюзинг — относительно новая технология витражей. В ней отсутствуют металлические соединения между стеклами. Они сливаются друг с другом, и изделие становится однородным.
Иногда эти две технологии используются вместе. Но какую бы из них не применяли современные мастера, получается авторский витраж. Обычно он используется для украшения окон, дверей и создания панно.
LumiereStudio. Что за пространство в Тамбове? Это семейная мастерская, которая создаёт изделия из стекла. Хрупкий, но в тоже время неповторимый материал с лёгкостью принимает нужные очертания в руках Натальи и Михаила Егоровых, владельцев студии. В их ассортименте — витражи, броши, ёлочные игрушки, серьги, подвески и многие другие изделия. Когда попадаешь в саму мастерскую с её неповторимой атмосферой, то чувствуешь ту теплоту и трепет, с которой создаются работы из стекла.
Наталья по образованию архитектор. Именно она была инициатором этого увлечения, которое превратилось в семейный бизнес. Но не обошлось без препятствий. На начальном этапе они поняли, что не хватит знаний. Для того чтобы производить изделия высокого качества, Михаил и Наталья перенимали опыт в одной из лучших мастерских России.
— На тот момент, когда мы начинали этим заниматься, такого никто не делал в Тамбове. Ожидали шквал клиентов и больших очередей, но нет. Путь был долгий и сложный, — вспоминает Михаил.
Всё изменилось в один день: наши герои попали на выставку, где их заметил тамбовский архитектор и предложил сотрудничать. Это был первый переломный момент, когда супруги через год после старта получили крупный заказ, благодаря которому решили продолжать дело.
— Архитектор в нас поверил, он дал шанс и увидел во мне способности, которые я развивала в течение шести лет обучения на архитектурном факультете, — рассказывает Наталья.
Михаил поделился ещё одним поворотным моментом в работе — затишье в заказах витражей. В тот период появилась идея сделать маленький витраж, который каждый мог бы себе позволить. Так и появилась мысль создать брошь. И это была удача: на протяжении четырёх лет она является самым популярным изделием мастерской.
Стекло ручной работы для производства сначала заказывали из Америки и Мексики. На данный момент из-за политической ситуации владельцам студии намного сложнее закупать материал за океаном. За пару лет оно в два-три раза выросло в цене. В России не так много производителей цветного стекла, среди них выделяется брянское. Оно достаточно ограниченно в своей палитре. С ним Михаил и Наталья только пробуют работать.
Сам процесс создания витражей проходит в несколько этапов. Для начала отрисовывается эскиз и согласуется с клиентом. Следующим этапом выбирается стекло и вырезаются детали при помощи стеклореза. Он главный инструмент в работе. Далее все детали обтачиваются на специальных станках с алмазными дисками, что придаёт изделию окончательный вид. На последнем этапе каждый элемент заворачивается в медную фольгу и паяется.
Начав свою работу в 2014 году, супругам удалось выйти на мировой уровень. В более чем 35 стран мира доставлялась тамбовская продукция. В 2021 году, в период пандемии, студия стала победителем конкурса «Экспортёр года», благодаря чему товары из стекла можно приобрести на интернет-площадках. Сегодня они больше ориентированы на отечественного покупателя: 95 процентов продукции рассылается по другим регионам.
Своими секретами успеха с нашими читателями поделился Михаил:
— Не бояться и всегда уделять большое внимание сервису. В каждом деле важно ставить клиента на первое место и пытаться находить компромиссы в сложных вопросах. Делать хорошо и уважать своих заказчиков — вот залог успешного бизнеса. Для меня главный показатель того, что что-то получается, когда люди заказывают, возвращаются, рекомендуют, дарят, — размышляет Михаил.
На вопрос о самом запоминающемся их заказе, супруги отвечают: пару лет назад создавали витраж для частной конной усадьбы «Путь» в Малиновке Тамбовского муниципального округа. Это был один из самых больших и сложных проектов. Круглый витраж высотой два метра пришлось собирать в другой мастерской, потому что из семейной студии он проходил только по частям. Не менее интересным был процесс установки. Это круглое окно нужно было поставить на высоту шести метров.
— Нас поднимали на ковше, чтобы мы установили витраж. На самом деле очень гордимся этой работой, потому что она технически сложная. С художественной точки зрения очень нам нравилась, в ней отображены все пожелания заказчика. Очень приятно, когда люди присылают фото с места установки и отмечают нас, — поделилась Наталья.
Студия в центре города позволяет проводить мастер-классы для детей и взрослых. Уроки занимают 2-2,5 часа. Далее изделие запекается в печи около суток. Гости всегда с нетерпением ждут, что же там получится в итоге. На данный момент мастер-классы проходят нечасто — Наталья во втором декрете. Бизнес и работу совмещать очень тяжело. Много новых идей посещают владелицу студии, но времени для реализации катастрофически мало.
— Мне нравится реализовывать идеи, придумывать. Не всегда получается с первого раза. Постоянно находиться в поиске — это для меня нормальная среда, — поделилась она.
Михаил же занимается организационной работой. На нём лежит работа с сайтом, отправки заказов, к тому же он напрямую задействован в производстве.
В следующем году семейная мастерская отметит 10-летний юбилей. За это время выполнено много работ — как массовых, так и по индивидуальным эскизам. Изделия яркие, с неожиданными формами и деталями, насыщенные цветом и образами, иногда экстравагантные, но всегда отмеченные неповторимым стилем.