Так получилось, что сразу после спектакля я столкнулась с Ангелиной Лукьяновой и удивилась своему внутреннему «выдоху» — как в детстве, когда тебя утешают: «Ну не расстраивайся, это же представление, сам артист живой». Ты разумно соглашаешься, а про себя надеешься, что это не только артист, но и самую чуточку тот самый персонаж, которого с такой болью и сладостью жалеешь.
А персонаж этот — Дюймовочка. Да, всего-то навсего, героиня детской сказки. Но постановка Анны Дорофеевой на сцене Тамбовского молодёжного театра оказалась не столь мимимишной, как любимый всеми мультфильм, сделавшись своего рода квинтэссенцией андерсеновских сказок и историй, причудливых и довольно суровых. Достаточно сказать, что в инсценировке, написанной режиссёром, соединяются мотивы нескольких историй: и неожиданным образом «Дюймовочка» (0+) срифмовалась с «Девочкой со спичками» и даже «Ангелом».
Сочетание меланхолии и жёсткости, леденящего холода и оживляющего тепла создают сказочно-жизненную полифонию. Хитросплетению эмоций соответствует и переплетение в сюжете двух линий: истории девочки, которая слишком бедна, чтобы купить билет, а потому не смогла посмотреть спектакль, и история Дюймовочки, которую должны были представлять в странствующем театре и которую игрушки девочки разыгрывают для неё и с её участием; в этом кукольном спектакле она играет главную героиню и сохраняет свою человеческую сущность.
Ангелина Лукьянова — именно та актриса, кто легко существует в таком «двумирье». Она, кажется, может видеть обыкновенные вещи так, как они выглядели бы из какого-нибудь четвёртого измерения, чувствовать глубоко и не боится заглядывать в своё сердце и быть верной себе. Наверное, сыграть среднестатистическую принцессу можно и без этого, но Дюймовочка не принцесса. В спектакле она не столько сказочная героиня, сколько обыкновенный человек, только очень-очень маленький и сознающий свою «ущербность»: с точки зрения жуков, мышей и прочего, а никого другого в её окружении нет, иметь всего две ножки и быть в точности как человек является огромным недостатком. Но стать другой, такой, как жуки и мыши, она не может. Больше всего на свете любит цветы, эта любовь — её суть, и вот от неё-то она не может отказаться, что бы ей ни говорили. Дюймовочка не совершает поступков, она безвольно, почти как кукла, отдаётся потоку судьбы, который несёт её к исполнению миссии — в решающий момент совершить человеческий поступок, возвращая в мир весну и солнце. А когда, со второй попытки, происходит всё-таки свадебный бал в честь свадьбы Дюймовочки и Короля цветов, и можно радоваться, как всё-таки всё хорошо закончилось, оказывается, что Король цветов танцует не со своей королевой. Всё просто: заканчивается сказка, заканчивается представление, разыгранное игрушками, изображавшими бродячих артистов.
«Театр в театре», умножая смыслы, сделал их отчётливее, доходчиво объяснил: можно имитировать жизнь, но имитировать душу не получится, как не получается у оживших игрушек то, что в театре называется «взаимодействием», потому что взаимодействовать нечем. Они не смотрят друг на друга и даже на Дюймовочку не смотрят, только в зал, словно проверяя по отклику зрителей, правильно ли у них получается играть. И понятно, отчего так странен свадебный бал: порхающий по сцене Король цветов на самом-то деле никакой не король... такая же кукла, изображающая героя-любовника из странствующей театральной труппы.
Но горячие и чистые сердца даже игре отдаются всерьёз, тем более, что не так-то легко разобраться, когда жизнь становится игрой, а когда игра переходит в жизнь. И поступок Дюймовочки уже не игра, и ей пора в реальность, туда, где холод, снег и ветер, такой пронзительный, что ощутим в зрительном зале — он дует по-настоящему, а не изображён, как обычно, звуком. Хэппи энд здесь не запланирован.
А как же тот мир, куда вместе с ангелом оправляется девочка, ведь не просто так его называют лучшим из миров? Для входа туда билет не нужен, достаточно чистого любящего сердца и отважного смирения пройти до конца путь, предназначенный только тебе. И это не хэппи энд, а настоящий счастливый финал.
Но такая философия видна, вероятно, только взрослому. Для юных зрителей это захватывающая история с приключениями: в отличие от первоисточника, здесь есть Колдунья (Татьяна Хвостова), и интрига в духе спасения мира. На сцене воссоздан целостный мир Андерсена, где интересны самые простые вещи, у каждой из которых есть простая, но удивительная история. Множество деталей удивляют, поддерживают внимание: например, каждого жука, а жучиное семейство здесь довольно многочисленное, играют два актёра, создающие единое целое, разумеется, многоногое. Костюмы, как картинки в детской книжке, имеют множество деталей и подробностей, и каждая что-то подсказывает о персонаже — чего стоят хотя бы шпага Жабьего сына (Станислав Завьялов) и трость слепого Крота (Юрий Фитисов), на которых они время от времени начинают дуэль. Персонажи запросто меняют место действия, всего лишь передвигая штору-задник: театр-то странствующий, откуда взяться сложным декорациям, вот и изобрели такой остроумный способ.
Забавен шумовой оркестр и исполняемые под его аккомпанемент песенки, комментирующие перипетии происходящего... И всё же он нужен не для того, чтобы поразвлечь зрителей живой музыкой и пением, пусть и не сладкозвучным. Скрежещущие звуки «игрушечной» музыки диссонируют с сопутствующими Дюймовочке симфоническими возвышенными и даже вполне сказочными мотивами — подражать жизни (и Творцу) нельзя, получается только пародировать. Пародия смешна, а со временем открывается, насколько безжизненна и некрасива. Со временем перед взрослеющими людьми — читателями и зрителями — раскрываются не только такие простые секреты, но и более глубокие тайны: явны делаются сокрытые смыслы произведений, добрые сказочники превращаются в печальных философов... Таков закон жизни.
Но, к счастью, даже в жизни каждая вещь имеет свою сказку, нужно только суметь посмотреть на неё словно из другого измерения, из того множества «театров», которые обнаруживаются в «Дюймовочке» — и тогда счастливо выдохнешь, увидев после спектакля актрису, ещё в гриме: ангел и в самом деле рассказывает чудесную сказку, а Дюймовочка обрела счастье.