На базах школ реализуются региональные проекты по наставничеству, ведётся работа с одарёнными и талантливыми детьми. Сюда приезжают работать по программе «Земский учитель», а ещё именно школы Тамбовского района являются стажировочными площадками федерального уровня. О том, как сельским учреждениям образования удаётся входить в число лучших и в чём их секрет, рассказала начальник управления образования администрации Тамбовского района Тамара Бурашникова.
Современное образование — это результат огромных перемен, произошедших в сфере за последние годы. Тамара Бурашникова говорит, что благодаря участию в одноимённом нацпроекте удалось реализовать много важных задач, ключевое направление среди которых — обновление материально-технической базы:
— В прошлом году по региональной программе «Современная школа» созданы три Центра образования естественно-научной и технологической направленностей в школах сёл Селезни, Донское и посёлке Новая Ляда. По проекту «Успех каждого ребёнка» проведён ремонт спортивного зала в Стрелецкой школе. За счёт «Цифровой образовательной среды» поставлены компьютеры в Цнинскую школу № 1, Горельскую и Татановскую школу, а также в школу села Кузьмино-Гать.
Возвращаясь к реализации в районе нацпроекта по образованию, Тамара Бурашникова подчёркивает: с созданием Центров «Точка роста» Притамбовье получило 15 инфраструктурных единиц, которые создают уникальные пространства для цифровой грамотности, шахматного образования и проектной деятельности учащихся.
— Центры позволили сделать огромный шаг навстречу современному, а, главное, доступному образованию. Речь идёт о создании цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей для детей на всей территории Тамбовского района. Представляете масштаб? На базах Центров также организованы выездные школы, являются они и площадками для повышения квалификации педагогов.
Насколько же обучение в сельских школах приближено к условиям городских? На этот вопрос Тамара Бурашникова отвечает уверенно: качество образования соответствует всем требованиям образовательных стандартов! Создана и обновляется материально-техническая база, обеспечено профильное образование, реализуются индивидуальные образовательные маршруты, развивается конкурсное и олимпиадное движение.
— Школа начинается с учителя! Именно педагог выступает главной фигурой всех изменений и нововведений в системе образования. Меняется учитель, меняется и школа в целом. Что тут говорить: меняется не только формат преподавания, но и повышения квалификации. Например, на смену традиционным семинарам пришли мастер-классы, диспуты, диссеминационные площадки. У школ есть колоссальная поддержка на федеральном и областном уровнях. Мы обобщили свой опыт на региональном уровне, чтобы представлять район на конференциях в Москве. Мы всегда открыты для обмена опытом.
Притамбовье — большой район, развивающийся, увеличивается год от года и количество учащихся. Сегодня здесь 33 общеобразовательных учреждения: 8 базовых школ и 25 филиалов. В 2019/2020 учебном году обучались 8423 ребёнка, в 2021/2022-м — 8774. В районе открыты две малокомплектные школы — в селе Иноземная Духовка и в посёлке Трегуляй, в каждой из которых обучается по шесть детей.
В школы Притамбовья за опытом приезжают из разных уголков страны. В чём же успех наших образовательных учреждений? Тамара Бурашникова видит его в слаженной управленческой команде, способной мотивировать педагогов к инновационной работе. Неслучайно школы района выступают проектными площадками областного уровня и стажировочными площадками — федерального:
— В качестве примера можно привести результаты работы по развитию электронного обучения в Новолядинской и Татановской школах, а по внедрению системы жилищного просвещения Цнинскую школу № 2 и Татановскую школу. На базе последней запущены инновационные проекты Экостанция и Агрокуб. Новолядинская школа выступала площадкой по апробации ФГОС среднего общего образования.
В районе реализуется проект целевой модели наставничества, участниками которого стали Цнинская школа № 1 и Цнинская школа № 2, Татановская школа. В различные формы наставничества вовлечено 460 учащихся, больше 3 тысяч — имеют сформированные портфолио. В рамках проекта 500+ школой-наставником выступает Новолядинская школа.
Тамара Бурашникова затронула в разговоре важную тему — подвоз детей. Все школьные автобусы оборудованы спутниковой системой навигации, оснащены тахографами и дважды в год проходят техосмотр. Сейчас разрабатывается новый школьный автобусный маршрут из Пушкарей в Стрельцы. В 2021/2022 учебном году осуществляется подвоз 794 учащихся на 30 школьных автобусах по 38 маршрутам.
Как заинтересовать молодых специалистов остаться работать в школе? Здесь нет однозначного ответа, но есть подходы — и в каждом муниципалитете они свои. Один из перспективных способов закрепления молодых педагогов в Притамбовье — это заключение договоров о целевом обучении, условия которых предусматривают трёхлетнюю отработку в образовательных организациях. Как показывает многолетний опыт, те, кто ранее получил образование в вузах по целевому договору, закрепляются надолго в районных садах и школах. На протяжении всего срока обучения студентам выплачивается муниципальная стипендия, а образовательные организации беспрепятственно предоставляют места для прохождения производственных и преддипломных практик.
— В прошлом году заключено десять договоров о целевом обучении. По сравнению с предыдущими годами этот показатель самый высокий. Абитуриентов не пугают условия целевых договоров, согласно которым они обязаны компенсировать в федеральный бюджет полную стоимость обучения в вузе в случае отказа от обязательной отработки, — поясняет детали Тамара Бурашникова.
Ещё один стимул работы в районе — получение ежегодной (на протяжении трёх лет) выплаты в размере 10 тысяч рублей молодым специалистам, впервые приступившим к работе в образовательных организациях. Школы Притамбовья участвуют в программе «Земский учитель». В прошлом году два педагога приехали в Черняновскую и Стрелецкую школу. Планируется привлечение специалистов и в 2022-м, например, Новолядинская школа с удовольствием примет «земского учителя» по математике.