Лента новостей
Статья7 апреля 2022, 09:25

В Притамбовье школьники продолжают традиции русского кружевоплетения на коклюшках

Известно, что кружевоплетение возникло в Италии и Испании. С развитием торговли это рукодельное искусство появилось и в Российской Империи, где вобрало в себя черты национальной культуры. Так появились знаменитые центры кружевоплетения на коклюшках в Вологде, Рязани, Ельце, Кирове, Вятке.

В Притамбовье школьники продолжают традиции русского кружевоплетения на коклюшках
Фото: Дарья Авилочкина

Кружевоплетение и сегодня остаётся актуальным и востребованным занятием не только для опытных мастериц, но и для детей подросткового и старшего возраста.

Более 20 лет педагог дополнительного образования высшей категории Центра развития творчества детей и юношества Тамбовского района Вера Сапрыкина занимается с детьми данным видом декоративно-прикладного творчества. Занятия проходят на базе филиала Цнинской школы № 2 в деревне Красненькая и в Покрово-Пригородной школе в рамках студии «Кружевница». Ребята изучают историю кружевоплетения на коклюшках, технику плетения Елецкого, Вологодского и Михайловского кружева, плетут мерные кружева, изделия в сцепной технике плетения. 

В Притамбовье школьники продолжают традиции русского кружевоплетения на коклюшках
Фото: Дарья Авилочкина

Изящество и уникальность

Плетение кружева на коклюшках — особая техника. Мастерицы создают узор при помощи валика, булавок, сколка, вязального крючка и коклюшек. Валик — специальная подушка, на ней кружево фиксируется булавками. В случаях, когда изделию требуется большой валик, используют специальную подставку под него — «козлик». Сколок — это технический рисунок, который чем-то напоминает схему в вязании. На нём точками отмечены места для размещения булавок. Коклюшки — это специальные деревянные палочки с небольшими углублениями. На них наматываются нити для плетения. Важно, чтобы они имели гладкую структуру, поэтому чаще всего их изготавливают из яблони или клёна. Длина и количество коклюшек зависит от вида и ширины кружева.

Во все времена в качестве материала кружевницы использовали льняные нити. В настоящее время творчество мастериц этим не ограничивается, в их арсенале присутствуют нити мулине, хлопковые, металлизированные и шёлк. Также кружевницы используют материалы: бусины, бисер, перья, мех и жемчуг.
Самым изящным и тонким кружевом считается елецкое. Ему присущи мягкость светотеневых переходов, изящество, тонкая проработка отдельных деталей, нежность и воздушность узоров. В основе построения композиции елецкого кружева лежит яркий растительный, животный и геометрический орнамент. Очень распространён мотив цветка с небольшими округлыми лепестками, выплетенными сеткой с толстой сканью, проложенной веревочкой.

В Притамбовье школьники продолжают традиции русского кружевоплетения на коклюшках
Фото: Дарья Авилочкина

Продолжая традиции
Продолжая традиции народного кружевоплетения, учащиеся студии «Кружевница» Тамбовского района не только обучаются мастерству, но и изучают традиции, творчество, крестьянский быт, уклад жизни русского народа. Особое место в образовательной программе «Кружевоплетение» занимает проектная деятельность, как индивидуальная, так и коллективная. У каждого учащегося свой образовательный маршрут. По заданной теме они проводят исследовательскую работу, создают творческие проекты и коллекции работ. Участвуют в конкурсах различного уровня, где защищают проекты. В программе присутствует региональный компонент, поэтому основой коллекций, которые создают дети, является традиционное народное декоративно-прикладное творчество тамбовского края. 

В Притамбовье школьники продолжают традиции русского кружевоплетения на коклюшках
Фото: Дарья Авилочкина
— Коллекции творческих работ учащихся получают признание не только на региональных этапах конкурса, но и на всероссийском уровне, — рассказывает руководитель студии Вера Сапрыкина.

Мастерица коклюшечного кружева Надежда Колмакова занимается в студии с 7 лет. Плетёт кружево не только на занятиях в студии, но и дома, в свободное от учёбы время. Её работы удостоены высшей награды на многих конкурсах, в том числе на Всероссийском фольклорном конкурсе «Живая традиция». Надежда дважды награждена грантом администрации Тамбовской области.

— Свою первую награду я получила за коллекцию текстильных изделий быта русской избы с мерным коклюшечным кружевом. Моя прабабушка плела кружево на коклюшках. Мне всегда тоже хотелось научиться. Это оказалось для меня не очень сложно. Единственное, требует много времени и терпения, — отметила Надя.

Многие предметы одежды она сплела себе сама. Сейчас Надя работает над созданием берета.

— Реакция окружающих на мои наряды всегда одна — восхищение. Поначалу не верят, что это ручная работа. Многие хотят себе уникальную вещь, но не всем удаётся научиться, ведь в кружевоплетении важна усидчивость и огромное желание плести изделия, создавать неповторимые кружева, — делится юная мастерица.

Руководитель студии «Кружевница» также отметила, что плетение изделий на коклюшках — это очень кропотливое занятие, требующее трудолюбия и упорства. Вместе с тем, оно развивает творческое воображение, художественный вкус, а также мелкую моторику и умение анализировать.

Автор:Дарья Авилочкина