Сидя в самолёте, уносившем Анну Юрмину из родного Иркутска за тысячи километров в Черноземье, девушка задумалась: насколько быстро она устанет от подготовки уроков, объяснения новых тем, проверки тетрадей?.. В сентябре прошлого года она пришла в филиал Комсомольской средней школы в посёлке совхоза «Селезнёвский».
Анна Юрмина — участница программы «Учитель для России». Преподаёт русский язык и литературу в 5-м, 6-м, 7-м и 10-м классах, а также взяла на себя классное руководство: её «классные дети» пойдут уже в 6-й класс.
Позади у Анны остались семь лет работы главным администратором в Иркутском академическом драматическом театре, а до этого — государственная служба в местном Министерстве образования. За те годы Анна успела даже поучиться во Франции: в магистратуре осваивала программу по профилю управления в образовании.
Крутой «вираж» по вхождению в мир педагогики она решилась совершить после непростых месяцев пандемийных ограничений.
— Во время пандемии жизнь в театре, кажется, остановилась, и я поняла, что хочу перемен. Хочу жить в сельской местности, в частном доме, и чтобы непременно у меня была коза. Когда рассказала об этих мечтаниях маме, она заметила, что в таком случае нужно менять профессию, мол, ты же не будешь каждый день ездить из сельского дома в центр города в театр, — вспоминает Анна Юрмина.
Тогда же мама девушки заметила, что в сельской местности хорошо быть учителем. Профессия нужная и интересная. Мама Анны, к слову, всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы.
— Вопреки распространённому стереотипу о «наследовании» профессии, в детстве и в юношеские годы я не хотела быть учителем. Видела, насколько это тяжёлый труд. Но с годами вовлечённость в эту сферу по долгу службы, работа по линии дополнительного образования, деятельность по организации театральных мероприятий с участием школьников подвели меня к решению стать учителем. В мыслях прочно засел образ небольшой сельской школы, и я начала искать возможности, — рассказывает Анна.
Плашка сайта программы «Учитель для России» попалась Анне в разделе объявлений. Программа обещала альтернативный путь вхождения в учительскую профессию на безвозмездной основе. Правда, предстояло пройти конкурсный отбор из четырёх этапов. Сегодня, когда позади первый год работы по программе, девушка замечает: здесь нет цели набрать определённое количество учителей по конкретным предметам. Если ты проходишь по условиям программы — тебя возьмут. При этом чётких критериев соискателям никто не называет. «Сражаться» приходится с самим собой.
Первый, заочный, этап после подачи заявки прошёл довольно быстро. Второе испытание — видеоинтервью с представителем программы — главный администратор театра Анна Юрмина проходила, пока шёл спектакль, закрывшись в своём кабинете. О том, что это испытание пройдено, ей сообщили довольно быстро. Впереди был самый сложный конкурсный этап.
— В течение всего дня по видеосвязи мы общались с кураторами, выполняли задания. Что конкретно нужно было делать, на какие вопросы отвечать — не могу рассказать, пусть это останется тайной для будущих поколений «Учителей для России», — говорит Анна.
Девушка добавляет: из-за коронавирусных ограничений испытание проходило онлайн, хотя в прежние годы участников собирали в Москве.
— Не уверена, что смогла бы выехать в столицу. Наверное, звёзды так сложились, чтобы позволить мне пройти испытание. Было 27 декабря, и результаты нам сообщили до Нового года, — вспоминает Анна Юрмина.
Дальнейшее собеседование по предмету пришлось проходить почти ночью из-за разницы во времени между Иркутском и Москвой. А ещё через пару дней Анне Юрминой предложили выбрать школу. На тот момент программа работала с шестью регионами: от Ямало-Ненецкого автономного округа и Новосибирска до Новгородской, Нижегородской, Тамбовской и Воронежской областей. Анна замечает: ей хотелось поехать в Центральную Россию, и так совпало, что небольшие сельские школы оказались именно в Тамбовской и Воронежской областях.
То, что Анну очень ждут в школе посёлка совхоза «Селезнёвский», она поняла по словам директора: Ирина Шлыкова пригласила приехать пораньше, в августе, чтобы осмотреться в школе и в посёлке.
— Сначала у меня были 5-й и 6-й классы. Также я сразу попросила классное руководство, «приняв» ребят после начальной школы. В январе мне добавились ещё 7-й и 10-й классы. В 10-м классе всего шестеро учеников, но это дети, которые точно знают, какие знания им нужны, они сознательно остались после девятилетки, — говорит Анна Юрмина.
Молодой педагог замечает: в работе ей очень помогает методическая поддержка со стороны специалистов программы и мамины советы. Для учеников Анна Юрьевна старается быть в большей степени старшим товарищем, а не строгим педагогом.
В её кабинете действуют три обязательных правила: соблюдать безопасность, уважать окружающих и приступать к действию сразу, услышав задание. В случае нарушений правил учитель не повышает голос на провинившихся школьников, а спокойно просит написать развёрнутое эссе о причинах своего поведения.
А вот дом учителя для учеников — территория закрытая. Анна поясняет: ощущение личного пространства необходимо ей для отдыха. Тем не менее, ребята знают, где живёт их учитель, и часто приглашают на совместные прогулки по посёлку.
— Я для них человек новый, и нам интересно вместе. Я рассказываю о себе, а ребята устраивают мне экскурсии, каждый раз показывая такие территории в посёлке, которых я ещё не видела. Взяли с меня обещание летом обязательно сходить на пруд, — улыбаясь, рассказывает Анна Юрмина.
Подводя итоги первого учительского года, она замечает: профессиональные ожидания от участия в программе оправдались на все 100 процентов. Правда, пока нет ощущения дома и не реализована мечта о домике с козой, но это, как говорит Анна, не самое главное. Улетая на летние каникулы в родной Иркутск, учитель понимает: усталости от уроков и проверки тетрадей она почти не чувствует. А впереди — немало планов на будущий учебный год.