Выбор профессии — один из самых непростых моментов в жизни человека. Кем быть? Чему посвятить свою жизнь? Такие вопросы встают перед выпускниками школ, когда они начинают планировать перечень предметов для сдачи экзаменов. Как правило, у детей к 11-му классу, не говоря уже о 9-м, не набирается богатого жизненного опыта, знаний о самих себе и своих возможностях. Поэтому ошибиться с выбором профессионального пути очень легко. Чтобы этот риск снизить, в школах организуют уроки профориентации, на которых педагоги-навигаторы помогают детям определиться с той профессией, к которой у них, как говорится, будет лежать душа. Для этого учителя разрабатывают собственные методики.
Отцы и дети
Однажды Светлана Солопова, педагог-психолог Цнинской школы № 2 посёлка Строитель, провела среди учащихся 9-х классов опрос, который показал, что 30% учеников выбирают профессию, ориентируясь на мнение родителей. Но не всегда безоговорочное подчинение взрослым приводит детей к хорошему результату.
— Прислушиваться к родителям, конечно, нужно, так как у них есть определённый опыт за плечами, но не стоит забывать и про свои склонности и интересы, — говорит Светлана. — Например, ребёнок — творческая личность, его привлекает архитектура, а родители хотят, чтобы он стал врачом. Они настаивают на своём, и подросток идёт в медицину. В итоге учёба и дальнейшая работа не приносят ему удовольствия. Учёбу ребёнок даже может совсем забросить, а это приведёт к конфликту между ним и родителями.
Для решения «проблемы отцов и детей» в данном аспекте Светлана Солопова разработала проект «Взгляд в одном направлении». Его суть —помочь подросткам и родителям услышать друг друга в период выбора профессионального будущего. Чтобы этого достичь, Светлана подготовила целый цикл тренингов, консультаций и семейных конференций.
— На наших встречах мы обсуждали плюсы и минусы (по мнению родителей и учащихся) выбранных профессий. Были случаи, когда взрослые действительно меняли свою точку зрения и соглашались с выбором своих детей, а бывало и наоборот, когда подростки соглашались с родителями, — рассказывает Светлана Солопова.
«Полевое испытание» в Цнинской школе № 2 проект прошёл в прошлом году. В сентябре, когда бывшие ученики принесут справки из тех мест, в которые поступили учиться, Светлана планирует увидеть, насколько проект оказался действенным.
Будущие аграрии
Второй проект от Тамбовской области, вошедший в топ лучших профориентационных инициатив на всероссийском уровне, принадлежит учителю географии Татановской школы Ольге Незнановой. К его разработке она приступила два года назад. В ходе кропотливой работы появился «Твой выбор» — проект, направленный на повышение привлекательности аграрных профессий.
— Этот проект не был спонтанным. Дело в том, что в Тамбовской области агропромышленный сектор занимает ведущее место, и многим сельскохозяйственным предприятиям требуются кадры. Однако выпускники школ не очень хотят получать аграрные профессии из-за слабого представления о том, что эти профессии из себя представляют. Кроме того, Татановская школа — школа агробизнеса. Поэтому в рамках своего проекта я решила познакомить детей с особенностями работы в сельском хозяйстве и промышленности, — рассказывает Ольга Незнанова.
Основными мероприятиями проекта стали тематические классные часы, беседы и встречи с работодателями. В Татановской школе, по словам педагога, имеется всё необходимое оборудование и лаборатории для проведения практических уроков по агрономии, поэтому неотъемлемой частью проекта стали профессиональные пробы. Организуются и выезды на сельскохозяйственные предприятия, такие как «СеДеК», «Тепличное», «ЛВМ Фарминг», где дети вживую могут увидеть рабочий процесс и попробовать себя в роли агрономов.
— Результат проекта «Твой выбор» — это те навыки и компетенции, с которыми ребята выходят из школы, — говорит Ольга Незнанова. — Когда мы берём какую-то профессию, то, прежде всего, ориентируемся на то, чтобы дети получили как можно больше именно практических навыков. Теоретические знания мы тоже им даём, но сейчас, в эпоху интернета, дети могут их получить сами. А вот практика — это большое дело.
Поиграть в работу
Педагог-организатор Новолядинской школы Надежда Картавых решила рассказывать детям о мире профессий в лёгкой, досуговой форме во время смены в летнем школьном лагере.
— Лето — самое хорошее, самое удачное время для того, чтобы в неформальной обстановке давать детям представление о профессиях в форме различных игр, конкурсов, соревнований, — говорит педагог.
Проект «Профи-лето» был реализован в лагере дневного пребывания «Солнышко». Для летней смены этого года Надежда Картавых разработала программу «В океане профессий».
— Задумка программы такова, что дети путешествуют на большом корабле «Солнечный ветер», причаливают к различным островам, где их встречают представители различных профессий. Мы знакомимся с ними и затем выполняем различные задания. Такие у нас мини-профпробы получились в ходе этой смены, — рассказывает педагог.
Надежда постаралась охватить в своей программе максимальное число профессий. Для этого она разделила их на тематические направления. Знакомясь с работой сценариста, актёра или певца, дети придумывали сценарии, снимали видеоролики, участвовали в вокальных конкурсах. Также в лагерь приезжали сотрудники ГИБДД и МЧС, чтобы рассказать школьникам о работе в силовых структурах. В традиционный для лагеря День бизнеса дети разрабатывали свои бизнес-планы, рекламу, учились командной работе. По словам Надежды, ребята принимали участие в мероприятиях лагеря с большим удовольствием.
— Я брала профессии, с которыми детей можно было познакомить в самых разнообразных формах. Самое главное в профориентационной работе — разрабатывать такие мероприятия, которые не будут скучными, — замечает Надежда Картавых.