Любовь Плаксина — педагог в третьем поколении. Тридцать лет она преподаёт биологию в школе родного посёлка совхоза «Селезнёвский», филиале Комсомольской средней школы. А всего за 167 лет общесемейного педагогического стажа её бабушка, мама и сёстры воспитали не одно поколение притамбовцев.
От истоков профессии, заложенных в атмосфере детства, мы в разговоре прошли через темы взаимоотношений с учениками и важности надёжного семейного тыла в жизни учителя, поговорили о проверенных временем профессиональных приёмах и современных методиках, участии и победах в профессиональных конкурсах.
Бабушка моей собеседницы, Елизавета Петровна Кочукова, перед войной начала работать в Беломестнокриушинской школе, куда ходила пешком за семь километров, а снежными зимами на санках возила с собой на проверку альбомы с рисунками учеников. Позже перешла в Совхозную школу на станции Селезни.
— Когда бабушки не стало, мы, проводя уборку в её старом доме, нашли стопки с бумагами: планы уроков, где чётко была расписана каждая тема и буквально каждое действие — о чём рассказывать, кого спрашивать. Через системность занятий бабушка прививала дисциплину своим ученикам, — говорит Любовь Плаксина.
Мама, Нина Константиновна Гребенникова, больше сорока лет так же работала учителем начальных классов. Ей нравилось привносить в уроки что-то новое. Коллеги до сих пор используют в работе её педагогические приёмы. К примеру, сделать интереснее уроки русского языка можно с помощью «лесной корзинки»: исследуя разные слова, «складывать» в память, словно в корзинку, правила и закономерности грамматики.
Сестра, Ирина Гребенникова, — воспитатель в детском саду. Двоюродная сестра, Елена Ушакова, — заместитель директора в одной из школ Чеченской республики.
— Труд учителя не заканчивается с окончанием уроков. Дома всегда, помимо проверки тетрадей и подготовки к урокам, были и остаются разговоры о школьной жизни, её радостях и проблемах. Ревность домашних? Нет, и моей маме, и мне очень повезло с мужьями. Они — наш надёжный тыл. Далёкие от педагогики (папа работал в сельском хозяйстве, муж в железнодорожной отрасли), они вовлекались в наши профессиональные заботы. Мой муж, к примеру, часто в свободное время помогает по школе, — говорит Любовь Плаксина.
Любовь Алексеевна замечает: их с учениками отношения складываются на основе взаимного уважения и конструктивного сотрудничества. Улыбаясь, она вспоминает, как пришла в школу сразу после института. В выпускном классе, который ей дали, были практически одни мальчишки. И ребята своего учителя поддержали. Проявляли искренний интерес к темам уроков, подолгу беседовали с молодым педагогом.
Моя собеседница рассуждает: кто знает, как построилась бы дальнейшая карьера, если бы первый учительский год сложился по-другому? С другим классом? С другим отношением учеников?..
Любовь Плаксина признаётся: в интервью коллег ей интересно читать, что педагоги считают в своей работе самым важным или сложным, и предлагает свою точку зрения:
— Для меня важно не потерять ощущения новизны каждого урока. Из года в год я объясняю одни и те же темы, стараясь при этом помнить: это для меня таких уроков много и они могут быть похожи один на другой. А для детей, для каждого отдельного ученика, этот урок — один-единственный. Он не повторится на следующей неделе и через год. Учитель должен выдавать каждый урок так, чтобы у ребёнка оставалось ощущение, что он не зря пришёл сегодня в школу. И уходить вечером домой нужно с ощущением, что и ребята усвоили материал на «пять», и ты отработал день на «пять».
Отрабатывать на «отлично» Любовь Плаксина привыкла не только школьные уроки. На протяжении многих лет она — частый участник и победитель конкурсов профессионального мастерства. Вспоминая крупные конкурсы федерального и международного уровня, Любовь Алексеевна утверждает: учителю небольшой сельской школы есть чем поделиться с коллегами из городских школ, гимназий и лицеев. И, конечно, любой конкурс — это возможность перенять опыт других.
— Возможности современной школы несравнимы с условиями, в которых мы работали даже 15-20 лет назад. Сегодня нам помогают интерактивные доски, видеоуроки, онлайн-технологии... И всё же, как заметил кто-то из моих коллег на одном из обучающих семинаров, доска и мел есть у учителя всегда. Основа педагогики — личность учителя. Никакие видеоуроки и интерактивные системы не научат, если учитель не знает свой предмет, не умеет преподать его, не умеет заинтересовать школьников, — говорит Любовь Плаксина.