Лента новостей
Статья19 мая 2023, 09:04

В Горельской школе-интернате особенным детям помогают адаптироваться к жизни в обществе

В Тамбовском районе действует два учреждения, сотрудники которых растят особенных детей как своих родных. Одно из них — Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Там ребят не только окружают заботой, но и готовят к самостоятельной жизни в большом мире.

В Горельской школе-интернате особенным детям помогают адаптироваться к жизни в обществе
Фото: Алексей Бучнев

История школы насчитывает более 60 лет. За это время она несколько раз меняла свой статус: вначале работала как начальная школа-интернат для детей из многодетных и малообеспеченных семей, затем — как средняя образовательная.

Детей с умственной отсталостью школа приняла в 1988 году, став специальным коррекционным образовательным учреждением. Со всей Тамбовской области в неё направляли ребят, лишившихся в силу разных причин родительской опеки. Сегодня Горельская школа-интернат — настоящий дом для 54 воспитанников от 6 до 18 лет. Большинство из них — дети, оставшиеся без попечения родителей, остальные 13 ребят дети-сироты.

В Горельской школе-интернате особенным детям помогают адаптироваться к жизни в обществе
Фото: Алексей Бучнев

Нежный возраст воспитанников определяет атмосферу, царящую в школе. Руководители, учителя и воспитатели ежедневно трудятся не только над развитием своих подопечных, но и над созданием и поддержанием тёплой домашней обстановки, в которой ребята чувствовали бы себя максимально комфортно и естественно.

Как дома

Жизнь в интернате устроена по принципу семейного воспитания. В первой половине дня, как и в обычной школе, дети учатся, а после занятий уходят каждый в свою семейную группу, которых в школе пять.

— Помимо учебного, у нас есть два спальных корпуса, в которых проживание детей организовано в воспитательных группах, обустроенных по квартирному типу, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Инга Колмакова. — У каждой группы своя квартира с собственным гардеробом, спальнями на несколько кроватей, гостиной, кухней, душевой, туалетом и гладильной комнатой. В квартире дети взаимодействуют друг с другом вне уроков, общаются, социализируются. Группы у нас разновозрастные, то есть девятиклассники могут жить вместе с первоклассниками. Братья и сёстры живут в одной группе, мы их не разделяем.
Фото: Алексей Бучнев

Одна из главных задач Горельской школы-интерната — подготовка детей с ОВЗ к полноценной самостоятельной жизни. Именно поэтому для старшеклассников, которым в скором времени предстоит покинуть школу, в интернате предусмотрена возможность временного проживания в учебной квартире, находящейся на территории учреждения. Как правило, две девочки или два мальчика заселяются в неё на каникулах. В их распоряжении — просторная светлая гостиная и обустроенная кухня. Здесь ребята учатся всем необходимым для жизни в большом мире навыкам.

— В квартире они проводят всё своё свободное время, — рассказывает педагог-организатор Елена Усачёва. — Небольшой контроль, конечно, с нашей стороны есть: если нужно, мы помогаем им в чём-то, например, вместе ходим в магазин за продуктами. Но в основном они делают всё самостоятельно: сами готовят себе завтрак, обед и ужин, учатся делать генеральную уборку, стирать вещи в машинке. Досуг тоже самостоятельно организовывают, могут пойти погулять, побегать, приглашают друзей к себе на чай. Вообще, они очень хотят сюда попасть и даже стараются заранее договориться, кто будет жить в квартире следующим. Оно и понятно, ведь здесь больше свободы и личного пространства.

Упор на труд

Будние дни воспитанников начинаются с уроков. Пять дней в неделю всю первую половину дня дети под присмотром учителей постигают гуманитарные и естественные науки. Учебные программы адаптированы индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от особенностей его развития.

В Горельской школе-интернате особенным детям помогают адаптироваться к жизни в обществе
Фото: Алексей Бучнев

После уроков воспитанники посещают творческие объединения дополнительного образования, организованные на базе школы-интерната. В швейной мастерской проходят занятия по рукоделию: ребята вышивают картины крестиком и лентами, делают алмазные мозаики, вяжут шали и шьют русские народные костюмы для представлений. В гончарной мастерской — готовят глину к работе и лепят из неё фигурки, игрушки, посуду. Есть в школе и столярная мастерская, мастерская строительного профиля, где дети учатся штукатурно-малярному делу.

— Мы ежегодно участвуем в региональном этапе чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс», где занимаем первые места. В этом году наши воспитанники планируют принять участие в национальном этапе чемпионата в Москве, — рассказывает Инга Колмакова. — Также изделия наших ребят занимают призовые места на всероссийских, областных и региональных конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Фото: Алексей Бучнев

Занимаются дети и растениеводством. В школе оборудован специальный кабинет с биотеплицей, где ребята зимой разводят комнатные растения, а с наступлением тепла занятия переносятся в две уличные теплицы. Там воспитанники выращивают овощи, которые затем отправляются в школьную столовую.

Фото: Алексей Бучнев

Много внимания уделяется здоровью детей. В школе, помимо учителей и воспитателей, также работают специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение воспитанников: учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог. У каждого из специалистов есть отдельный кабинет со всем необходимым инструментарием. Ежедневно в школе присутствует медработник.

— С особенными детьми работать не трудно, а интересно. Это дети с безгранично доброй душой. Они хотят общаться, чувствуя доброту и заботу, благодарно откликаются на неё. Результатом нашей работы являются даже небольшие победы наших детей с учётом их возможностей. К примеру, у нас есть дети, которые плохо разговаривают, и вот ребёнок правильно произнёс слово. И он радуется, что это сделал, и нам приятно видеть результат своей работы, — говорит Инга Колмакова.

Здоровье — это ещё и спорт. Спортивное направление в интернате хорошо развито, особенно лёгкая атлетика, лыжи и мини-футбол. Первые места дети занимают как на областных, так и на всероссийских соревнованиях и спартакиадах.

Вместе и после выпуска

Как и полагается, в конце обучения ребят ждёт итоговая аттестация. У детей с задержкой психического развития она проходит в форме государственного выпускного экзамена, после которого они получают аттестат. Воспитанники с умственной отсталостью сдают экзамен по трудовому обучению по своему профилю и получают свидетельство об обучении. В последующем выпускников устраивают на обучение в профессиональные образовательные организации.

В Горельской школе-интернате особенным детям помогают адаптироваться к жизни в обществе
Фото: Алексей Бучнев
— Мы отслеживаем судьбу наших ребят после выпуска, — говорит Инга Колмакова. — Наш интернат для них — дом, и они всегда звонят своим воспитателям, своим «мамам». Почти про всех мы всё знаем. Например, двое наших выпускников участвуют в спецоперации, присылают фотографии, рассказывают обо всём, приезжают к детям. Спортсменов отслеживает наш тренер Александр Альбицкий. Ну и просто дети, которым государство предоставляет жильё, звонят нам, приглашают приехать посмотреть, как они живут, присылают видео. Радуемся вместе с ними.
Автор:Ольга Мещерякова