Коридоры любого вуза похожи друг на друга: юность во всех её проявлениях бесконечно ходит по ним. Девушки и парни, весёлые и грустные, задумчивые и легкомысленные, увлечённые и не очень, думающие о зачётах и считающие дни до каникул — вот обычная картина, из которой полностью выбивается бодрая пенсионерка, идущая по тем же коридорам на лекцию. Марии Фёдоровой 76 лет, и она не без гордости показывает свой пропуск в университет, поясняя: документ этот — не преподавательский, а... студенческий. Мария Ивановна учится на втором курсе Державинского университета по направлению «Социальная работа в системе социальных служб», сдаёт уже третью сессию.
Накануне Дня студента, отмечаемого в России аккурат после зимней экзаменационной сессии, мы поговорили с необычной студенткой о её взаимоотношениях с однокурсниками, волнении перед экзаменами и новых знаниях — не только по специальности.
Оказалась она в вузе целенаправленно: получить «вышку», сделать то, что не получилось в юности, было для неё важной целью на протяжении всей жизни.
— Мне всегда хотелось получить высшее образование. Вернее, завершить. После школы поступила в университет на инженера, но проучилась лишь пару семестров, дальше не потянула из-за жизненных обстоятельств. Выучилась на общестроительного мастера и уехала работать на север, в Усинск, — рассказывает Мария.
Но подспудное желание получить заветный диплом, доказать самой себе, что может, было рядом с ней на протяжении всей жизни.
— Забавно, что в садик я пошла ещё при Сталине, а в университет поступила уже при Путине. Длинная получилась дорожка, — шутит Мария Ивановна.
Больше десяти лет она трудится в сфере соцобслуживания, соцработником по уходу на дому. Уточняет: в её обязанности входит помощь «подопечным» по уборке и готовке, по приёму лекарств, сопровождение в медицинские учреждения. И именно здесь от коллег и узнала о возможности получить высшее образование.
Мария Фёдорова признаётся: к поступлению особо не готовилась, всё было «на скорую руку». Оттого, наверное, увидеть своё имя в списке поступивших оказалось неожиданно и радостно. Ещё приятнее было узнать, что общий балл вступительных испытаний оказался куда выше проходного.
Хотя на пути было немало сложностей, например, пришлось разбираться в современных цифровых технологиях.
— Когда пришла сдавать первый экзамен, преподаватель машинально попросил назвать логин абитуриента во внутривузовской системе. Я даже не поняла, о чём речь. Преподаватель поднял на меня глаза и не без удивления уточнил: действительно ли я сдаю экзамен? Перепроверил документы, снова удивился и отправил меня в приёмную комиссию, за данными к личному кабинету — логином и паролем, — вспоминает студентка.
Специалисты приёмной комиссии, молодые девушки, тоже очень удивились, но помогли разобраться и даже показали, как настроить его в смартфоне. Учебная группа соцработников — в основном женская, весьма разновозрастная: вместе учатся и 30-летние, и 45-летние, и те, кому чуть за 50.
— Они мне подсказывали, как смотреть задания в Интернете, как записывать лекции, как разобраться с чатами и электронными письмами. И, знаете, я чувствую себя с ними наравне. Однокурсницы, в свою очередь, говорят, что считают меня для себя примером, преподаватели относятся с уважением, а я просто получаю удовольствие от учёбы, — смеётся Мария.
К удивлённой реакции людей, которые узнают, что перед ними 76-летняя студентка, Мария Ивановна привыкла и даже находит её забавной. Да и откровенного негатива ни от кого не бывает. А на прямые вопросы, мол, «зачем тебе это надо — высшее образование в семьдесят лет?!» спокойно и уверенно отвечает: «Мне — надо. Мне — интересно».
Мария Фёдорова улыбается: с возрастом ко многому начинаешь относиться проще:
— Чрезмерное волнение перед экзаменами присуще всё же юным студентам. А я не боюсь, не нервничаю. Ну, допустим, не сдам какой-то предмет сразу — значит, приду на пересдачу. Абсолютно всё знать невозможно, и большинство преподавателей это понимают.
Вступительные испытания проходили в форме тестов, а во время сессий зачёты и экзамены похожи больше на собеседования. Студенты отучились только полтора года и изучают пока общеобразовательные предметы. При выполнении заданий Мария старается максимально полно изучить тему, но часто ловит себя на том, что отвечать на вопросы помогает жизненный опыт.
— Вообще учиться очень интересно. И не просто «для галочки», чтобы отнести в итоге диплом работодателю, сказав, мол, смотрите, я теперь дипломированный специалист! Я узнаю много нового для себя с практической точки зрения. Мои «подопечные» — это преимущественно уже немолодые люди, не только с физическими недугами, но и особенной, в силу возраста и болезни, психикой. Поэтому опыт опытом, а всё же надо уметь общаться с такими людьми. В этом и помогают социология и психология, — поясняет студентка.
Учёба в университете в окружении молодых людей, которые общаются и взаимодействуют совершенно непривычно, подтолкнула Марию к освоению почти полностью закрытых для её сверстников граней цифровой среды: студентки познакомили однокурсницу с современными средствами общения.
— Именно сейчас я стала активнее осваивать соцсети и мессенджеры. Задания для сессии нам присылают в общий чат, поэтому хочешь-не хочешь, а нужно быть «в Сети», уметь прочитать сообщение, открыть и скачать нужные файлы. Всё-таки раньше я не была настолько активным пользователем. Да и в целом смартфон всё чаще использую не просто для звонков близким и по рабочим вопросам. В Сети читаю новости и нахожу интересные истории о людях с непростыми судьбами. В общем, учусь всему новому по разным направлениям, — рассказывает Мария Фёдорова.
Она считает, что банальная сентенция о том, что учиться никогда не поздно — полностью верна. Это не даёт сознанию застояться, подталкивает к развитию. Напоследок студентка-пенсионерка шутит, что учёба для нее — это бегство от Альцгеймера, от сессии до сессии.