В Комсомольскую школу, которую когда-то окончила сама, и где сегодня учатся её старшие дети, Елена Алферова в сентябре пришла уже в новом статусе — педагога. Став участницей программы «Земский учитель», Елена Сергеевна преподаёт историю.
Напомним, программа «Земский учитель» реализуется с 2020 года в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Проект предусматривает единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн рублей учителю, устроившемуся на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
Елена Алферова признаётся: об учительской карьере никогда всерьёз не мечтала. Только в детстве, отвечая на вопрос в школьной анкете, написала, что хочет быть учителем.
— Но к 11 классу я чётко решила, что моя профессия не будет связана с педагогикой. После школы окончила Тамбовский политехнический колледж по художественной специальности. Вышла замуж, стала мамой двух замечательных сыновей. А дальше жизнь закрутилась в невообразимых виражах, которые и привели в итоге к большой школьной перемене, — с улыбкой говорит Елена.
Второе образование, по специальности парикмахера, девушка получила в колледже торговли, общественного питания и сервиса в Тамбове, куда после была приглашена на работу — мастером производственного обучения. Поскольку работа была связана с детьми, понадобилось и педагогическое образование. Так Елена окончила Державинский университет по специальности учителя истории.
Девушка замечает: вести уроки в ходе педагогической практики ей нравилось, но она по-прежнему не видела себя учителем. К тому же в тот момент находилась в отпуске по уходу за третьим ребёнком, дочкой, и после декрета планировала вернуться в колледж, на привычное место.
По ходу разговора Елена Алферова несколько раз повторяет, что многие события в её жизни иначе как судьбой назвать невозможно. Именно знаком свыше она считает и предложение стать частью педагогического школьного коллектива.
— Предложение о работе стало очень неожиданным, и поначалу я отказалась. Это была середина августа, и в сентябре, повторюсь, я собиралась вернуться на прежнее место работы в областной центр. Разговор с сотрудником школы был днём, а вечером, вернее, даже ночью, уложив детей спать, я погрузилась в свои мысли. Наутро созрело решение попробовать себя в роли учителя, — рассказывает Елена Алферова.
В намерении поменять карьерный путь Елена утвердилась после разговора с директором школы, Ольгой Зоткиной. Девушка замечает: Ольга Викторовна — не просто руководитель образовательного учреждения. Для коллег и учеников она и опытный знающий педагог, и мудрый наставник, и старший товарищ.
— Когда я уже оформляла документы, Ольга Викторовна рассказала о возможности принять участие в программе «Земский учитель». Я подала заявку — и её одобрили, — говорит Елена Алферова.
Учительский стаж моей собеседницы — пока совсем скромный. Её ученики — ребята с пятого по восьмой классы.
— На уроках я не просто даю новый материал, а вызываю учеников на диалог. К примеру, предлагаю порассуждать, правильно ли, на их взгляд, поступали политики, военачальники, правители прошлого. Спрашиваю, как ребята, с высоты нашего времени, оценивают те или иные события, произошедшие многие десятилетия и века назад, — делится педагог.
Помимо истории, Елена Алферова ведёт и уроки финансовой грамотности. Этот предмет по программе допобразования осваивают семиклассники. Учитель признаётся: к каждому уроку готовится наравне с учениками. Вместе с ребятами они уже рассмотрели принципы формирования семейного бюджета, обсудив, как соблюсти баланс доходов и расходов, а также познакомились с особенностями налоговой системы.
— Задача школы — не просто дать знания по разным предметам, научить писать, считать, разбираться в физике и химии… Очень важна воспитательная составляющая. Говорю это и как мама троих детей, и как педагог. Мы с коллегами готовим ребят к взрослой жизни, где нужно быть и образованным, и уметь отстаивать свою точку зрения, и добиваться поставленных целей, — говорит Елена Алферова.
Елена замечает: в колледже она работала с более старшими ребятами и немного переживала, как сложится взаимодействие с детьми в школе. Помогает то, что её сыновья — ровесники учеников. Старший, Евгений, даже учится в классе у своей мамы.
— На уроках мы не мама и сын, а учитель и ученик. Но в первый день Женя передал мне мнение одноклассников. Они сказали, мол, у Жени очень красивая мама. И это приятно. Понимаю, что дети прислушиваются ко мне, что им интересно, как я веду уроки.
По условиям программы «Земский учитель» педагог должен отработать на одном месте не меньше пяти лет. Елена Алферова, как и многие её коллеги, видит в этом условии явное преимущество.
— Я не жалею о смене специальности и месте работы. Придя в школу педагогом, я почувствовала, что будто вернулась в семью: сложно по-другому объяснить это чувство. Ведь мои сегодняшние коллеги были когда-то моими учителями. Быть учителем — это большая ответственность, но одновременно и большая радость. Когда вижу своих учеников, мне хочется улыбаться. И идти дальше по учительской тропе. Развиваться самой и помогать познавать мир ученикам, — говорит «Земский учитель» Елена Алферова.