Больше месяца Олег Фёдоров находился в рабочей командировке в условиях проведения СВО, а вернувшись домой, твёрдо решил: если предложат, то обязательно поедет во второй раз.
Медицинский десант
Помогать новым регионам восстанавливать нормальную жизнь едут специалисты со всех областей. Свою миссию выполняют и медики. У Олега Фёдорова около двадцати лет стажа, и сегодня он единственный детский невролог в Тамбовской центральной районной больнице. Отправиться в Донбасс решил по одной простой и понятной причине: если нужен — надо ехать.
Медицинский десант — по-другому, наверное, и не назовёшь тех врачей, которые отправляются в ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. В состав тамбовской бригады вошли 13 медиков: специалист по функциональной диагностике, врач УЗИ, офтальмолог и хирург, два педиатра, лаборант и медсёстры. Также были психолог, психиатр и детский невролог, которые работали в одной группе.
— Осматривали до ста детей в день. Посещали детские сады и школы в Молочанске, Токмаке и Скадовске, где для проведения профилактических осмотров были подготовлены специальные площадки, — поясняет детский невролог Тамбовской ЦРБ Олег Фёдоров. — Хочется сразу обратить внимание: организационные вопросы были чётко и грамотно выстроены. Никто из нас не ощущал сильного стресса, все чувствовали себя в безопасности. На месте нам выдали весь необходимый расходный материал — одноразовые халаты, перчатки и маски, а также аппарат УЗИ и ЭКГ. Передвигались везде на микроавтобусе, кроме того, за нами ездил автомобиль с необходимыми медицинскими препаратами и оборудованием.
Три недели тамбовские врачи проработали в Запорожской области, а потом ещё столько же — в Херсонской. Как вспоминает Олег Олегович, местные жители в Херсонской области в основном разговаривали на суржике, который включает элементы украинского и русского языков. Понимать пациентам и врачам друг друга не составляло труда.
С особым вниманием к детям
Работал Олег Фёдоров в группе вместе с психологом и психиатром. Это позволяло выявить неочевидные на первый взгляд проблемы у детей, связанные с нервозным состоянием. В этом направлении есть нехитрая методика — задавать одни и те же вопросы маленькому пациенту.
— Бывает так, что с врачом-мужчиной девочка не захочет делиться проблемами. И когда видели, что пациент закрыт, задавали похожие вопросы. Был случай: интересуюсь, мол, хорошо ли спишь? Она мне отвечает, что хорошо. Подходит к женщине психологу и на тот же вопрос отвечает, что вообще не может уснуть, — рассказывает медик.
Самые распространённые обращения детей — нарушение сна, головные боли, а также головокружения и обморочные состояния. У большинства они связаны с волнениями и переживаниями, и, если учитывать ситуацию, в которой жители этих областей находились с 2013-го года, то многое становится понятным. Как замечает Олег Фёдоров, любая жизненная нестабильность — одна из причин как депрессии, так и головных болей. Происходят некие патофизиологические изменения, способствующие головным болям, что в свою очередь вызывает нарушение сна и разные невротические реакции.
— У многих присутствуют нервозные движения — покашливания или излишние моргания, то есть симптомы, которыми проявляется стресс. Запомнился мне 10-летний школьник, который рассказывал, как в стационар больницы, где он лежал, попал снаряд. Влетел боеприпас через две-три палаты от него, но с тех пор мальчик не может спокойно спать. Помимо этого, у него появились головные боли, частые моргания. К сожалению, многие дети вблизи видели последствия выстрелов. Конечно, это травмирует. В том же Молочанске есть разрушенный завод, а в Токмаке — военный госпиталь. Люди ежедневно ходят мимо этих объектов, в том числе и дети, и вроде бы внимания на них не обращают, но на подсознательном уровне такое не проходит бесследно.
По итогам обследований медики давали рекомендации, назначали препараты с успокаивающим эффектом. По словам врача, вместе с коллегами они посетили несколько аптек, чтобы изучить ассортимент. Их приятно порадовало, что все отечественные лекарственные препараты, которые встречаются в наших аптеках, продаются и там. Украинские лекарства давно ушли с рынка.
«Поеду и во второй раз»
Очень сильно удивило бригаду тамбовских врачей, что подобного формата медицинского профосмотра никогда в Донбассе не было. По словам педагогов и воспитателей, в школы и садики врачи никогда не приезжали.
— До сих пор на Украине европейская модель лечения и наблюдения пациентов. То есть пока вам не стало критически плохо, к врачу обращаться смысла мало. Ранняя профилактика заболеваний — это заслуга исключительно нашей системы здравоохранения, сохранившейся ещё с советского времени. Раннее выявление тех или иных заболеваний — это важная и нужная тактика. А на Украине такого нет! Сегодня, конечно, всё кардинально поменялось. Теперь российские жители получают медицинское обслуживание на должном уровне, — подчёркивает детский невролог.
Олег Фёдоров рассуждает, что после поездки почувствовал гордость за отечественную медицину и внимательное отношение к пациентам. Врач признаётся: если предложат, то обязательно поедет во второй раз:
— Но, наверное, не мне решать, где я более важен. На Тамбовский район я один детский невролог, а там пока недостаток врачей!
— Поездка для меня стала новым и очень важным профессиональным опытом. Когда возвращались домой с коллегами, то делились впечатлениями и обсуждали итоги. Большинство выразило желание поехать вновь, потому как есть такие жизненные ситуации, когда в твоей помощи особенно нуждаются, — подчёркивает Олег Фёдоров.
Тамбовская область с первых дней проведения спецоперации оказывает помощь народным республикам Донбасса. С июля прошлого года регион взял шефство над Новоайдарским районом Луганской народной республики.
— Поддержка оказывается не только мирным жителям освобождённых территорий, но и российским военным и их семьям. Волонтёры штаба #МыВместе оказывают адресную помощь семьям военнослужащих, в частности, принимают заявки на доставку продуктов и многое другое, — отмечает Максим Егоров. — В регионе продолжает работу фонд помощи СВО «Развитие Тамбовщины», созданный по инициативе предпринимателей области.