Лента новостей
Статья25 декабря 2023, 09:03

Крылья с красным крестом: история тамбовской санавиации

Более 40 лет в тамбовском небе летали самолёты санавиации.

Крылья с красным крестом: история тамбовской санавиации
Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области

Поздний вечер. Срочный вызов на пульт дежурного фельдшера Тамбовской областной больницы. На другом конце провода – врач из Тулиновки. «Срочно приезжайте. К нам поступила женщина с маточным кровотечением. Своими силами не справимся». Машина забирает из дома врача-акушера-гинеколога Маргариту Прозоровскую и мчит в ближайшее Притамбовье.

Небольшая операционная. Пациентка без сознания, бледнее простыни. Медлить нельзя. Врач Прозоровская принимает единственно верное здесь и сейчас решение. Обеспечив стерильность, вскрывает брюшную полость, настраивает капельницу и проводит переливание крови. Из брюшины в вену. Это называется аутогемотрансфузия – переливание пациенту его собственной крови. Процедура в таком виде допустима в исключительных случаях, когда нет других шансов.

Первый борт-врач акушер-гинеколог Ордова Татьяна Клавдиевна (в центре) с борт-сёстрами Николаевой М.П. и Шишовой А.А. перед вылетом в район. Тамбов, 1946 год.
Первый борт-врач акушер-гинеколог Ордова Татьяна Клавдиевна (в центре) с борт-сёстрами Николаевой М.П. и Шишовой А.А. перед вылетом в район. Тамбов, 1946 год.Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области

Женщина тогда выжила. Историй помощи и спасения на счету отделения экстренной и плановой консультативной медицинской помощи областной больницы немало. В современном виде отделение было сформировано после войны. Тогда же появилось и принятое в обиходе название службы – санавиация.

– Этот термин подчёркивал роль малой авиации в помощи медработникам. На самом деле самолёты обслуживали около трети всех вызовов отделения. На остальные выезжали на санитарных автомобилях. Круглосуточно дежурили две машины: «буханки» или санитарные «Волги», – поясняет Владимир Зимин, заведующий отделением медицинской статистики городской клинической больницы имени архиепископа Луки.

Владимир Петрович 50 лет в медицине. Много лет проработал в областной больнице, на посту заместителя главврача курировал работу отделения консультативной помощи. Опытный хирург-уролог, сам не раз выезжал на экстренные вызовы. Он уточняет: специалисты областной больницы оказывали помощь своим коллегам в районах в особо тяжёлых ситуациях. Травмы, отравления, тяжёлые роды. Порядка 80 процентов вызовов – для врачей хирургических специальностей.

При необходимости борты санавиации доставляли пациентов из районов в областной центр и республиканские клиники.

Борт-хирург Сакаев Ш.В. во время операции. 1962-1972 гг.
Борт-хирург Сакаев Ш.В. во время операции. 1962-1972 гг.Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области

В штате отделения были и свои специалисты – два хирурга, анестезиолог, акушер-гинеколог. Для сотрудников других отделений облбольницы расписывался так называемый лист консультанта – кто в какое время дежурит в отделении.

– Хирурги Аркадий Шмуттер и Владимир Новоторцев, травматологи Анна Розина и Владимир Львов, анестезиолог Галина Капранова, реаниматолог Евгений Винокуров, уролог Владимир Дронов... Имён много. На дежурства по санавиации привлекались самые опытные специалисты. На протяжении многих лет возглавляла отделение Адель Исаковна Зайдман, – говорит Владимир Зимин.

На вызовы выезжали профильные специалисты и из других лечебных учреждений Тамбова. К примеру, врачи-инфекционисты, психиатры.

Медукладка и карта над столом

В диспетчерской отделения круглосуточно дежурили фельдшеры. Днём – по двое, в ночную смену – по одному. Помимо медицинских вопросов и азов оказания экстренной помощи, каждый фельдшер должен был хорошо разбираться в топографии. Над столом в диспетчерской висела огромная карта Тамбовской области. Владимир Зимин замечает: в плане административного деления и транспортной логистики регион идеален. Областной центр – действительно в центре. Иногда в ночь на помощь местным медикам уезжали по несколько машин. Когда поступало много вызовов, самолёты пускали по кругу.

Ответственный диспетчер санавиации Елизавета Шевченко, январь 1975 года.
Ответственный диспетчер санавиации Елизавета Шевченко, январь 1975 года.Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области

Техники аэропорта в ночь специально для санавиации готовили по два борта Ан-2. Основной и резервный. Утром, полностью заправленные, они уже ждали пассажиров в белых халатах.

– В самолёте были носилки для транспортировки пациентов. Так называемая медукладка – стерильный материал, инструменты, аппараты – хранились в отделении. Их брали на вызов по необходимости. Врачи приезжали в разные условия. Иногда – в хорошо оборудованную районную больницу. А порой, приехав на помощь к коллегам, видели лишь стол в операционной, – говорит Владимир Зимин.

Площадки для приземления санитарных самолётов оговаривались заранее. Но в каком состоянии увидит пилот посадочную полосу – не всегда было известно. Владимир Зимин вспоминает, что, к примеру, в Мордово такая полоса была расположена почти во дворе больницы.

Сошнин Пётр Васильевич прибыл в Тамбовское авиазвено после демобилизации из Советской Армии в марте 1947 года. По выполнению санитарных заданий летал по октябрь 1961 года. Общий налёт – 12 тысяч часов.
Сошнин Пётр Васильевич прибыл в Тамбовское авиазвено после демобилизации из Советской Армии в марте 1947 года. По выполнению санитарных заданий летал по октябрь 1961 года. Общий налёт – 12 тысяч часов.Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области

В Ржаксе как-то самолёт не смог приземлиться на оговоренную площадку – на ней... паслись коровы. Пилоты запросили посадку на соседнем военном аэродроме. А в Бондарях санитарный Ан-2 долго кружил над полем – площадка была усеяна камнями. Лишь спустившись ниже, разобрали, что это огромные... грибы!

История продолжается

Расцвет службы санавиации пришёлся на послевоенные годы. На фото из архива музея истории медицины Тамбовской области – коллектив отделения. Врачи, фельдшеры, медсёстры... Вернее, борт-хирурги, борт-акушеры-гинекологи, борт-фельдшеры. Именно так подписаны герои того времени на пожелтевших от времени снимках.

В конце 1980-х годов в Тамбове велись разговоры о строительстве вертолётной площадки на территории областной больницы. Площадка для винтокрылых санитарных машин планировалась на крыше одного из корпусов. Но из-за недешёвого проекта его заменили «обычным» зданием.

Коллектив отделения экстренной и планово-консультативной помощи, февраль 1975 года. В нижнем ряду в центре — завотделением Зайдман А.И.
Коллектив отделения экстренной и планово-консультативной помощи, февраль 1975 года. В нижнем ряду в центре — завотделением Зайдман А.И.Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области

А в самом начале 1990-х, которые позже назовут «лихими», изменилось финансирование и служба санавиации Тамбовской области претерпела изменения. Вернее, авиации в ней не стало. Осталось только исторически сложившееся название. И многим современникам не понять, почему, отправляясь на вызов в район на служебной машине, врачи и сегодня говорят, что «дежурят по санавиации»...

В Тамбовской области в планах – возрождение санавиации в её «небесном» варианте. Недавно в рамках нацпроекта «Здравоохранение» открылась вертолётная площадка в Мичуринске. Кто знает, быть может, это начало большого пути? Пути возвращения Тамбовской области к большой и важной службе санитарной авиации...

Автор:Юлия Новикова