Лента новостей
Статья27 октября 2021, 14:04

«Когда впервые увидел воздушный шар вблизи — испытал настоящий восторг!»: о своей профессии рассказывает пилот воздушного шара из Тамбова

Почти три утра. За окном безоблачное небо. Лёгкий ветер колышет зелёные ветви. Заваривая крепкий кофе, пилот теплового аэростата Павел Воронин планирует полёт: погода подходящая. В летнюю пору светает рано, и уже через полтора часа, сразу после восхода солнца, воздушный шар должен быть на высоте.

«Когда впервые увидел воздушный шар вблизи — испытал настоящий восторг!»: о своей профессии рассказывает пилот воздушного шара из Тамбова
Фото: Юлия Новикова

Путь в небо

Павел Воронин пришёл в воздухоплавание в декабре 2014 года. Поясняет: сначала ездил в команде подбора клуба воздухоплавателей, который тогда работал в Тамбовской области. Позже понял, что хочет быть частью команды пилотов.

— Летать самостоятельно я начал в 2015 году. Прошёл обучение в специализированном центре. На данный момент в стране только один авиационный учебный центр, где готовят пилотов тепловых аэростатов, — в Москве. Обучение длится до полугода и проходит преимущественно в осенне-зимний период. Просто лето — самый сезон, и инструкторы, действующие пилоты, заняты на своих полётах, — рассказывает Павел.
«Когда впервые увидел воздушный шар вблизи — испытал настоящий восторг!»: о своей профессии рассказывает пилот воздушного шара из Тамбова
Фото: Юлия Новикова

Вспоминая обучение, пилот уточняет: страха перед полётами не было. Как раз наоборот: Павел замечает, что на учебных полётах ему подчас становилось... скучно. В 2012 году он пришёл в парашютный спорт. Тяга к небу захватила его, хотелось снова и снова испытывать свободное падение, а позже всё больше хотелось парить под куполом. В 2014-м году Павел освоил полёты на параплане.

— В какой-то момент я понял, что мне интересно именно летать. Так что в воздухоплавание я пришёл уже подготовленным. У меня развито чувство высоты, глазомер, а это немаловажно при обучении. Конечно, и удивление было. Когда впервые увидел воздушный шар вблизи, вот эту махину — испытал настоящий восторг! И первый самостоятельный полёт до сих пор помню. Когда понимаешь, что рядом нет инструктора, который подскажет и, если что, поможет, когда вся ответственность на тебе, — вот это адреналин и на самом деле неподдельное удовольствие! — говорит Павел Воронин.

Проплывая над городом

Чем ближе к зиме, тем больше сдвигается время вылетов. И если в летний период воздушный шар проплывает над землёй исключительно на рассвете и незадолго до заката, то в зимние месяцы полёты проходят ближе к полудню.

— Время летних полётов обусловлено техническими возможностями шара. Среди дня нельзя летать из-за порывов ветра и термической активности. Конечно, летний режим сложен: утром нужно рано вставать, вечером поздно возвращаемся — на сон остаётся мало времени. Особенно непросто, когда несколько дней подряд стоит подходящая погода. Но если совсем тяжело, то в команде есть подменные пилоты. На качество полётов режим не влияет, — поясняет Павел Воронин. 

 

«Когда впервые увидел воздушный шар вблизи — испытал настоящий восторг!»: о своей профессии рассказывает пилот воздушного шара из Тамбова
Фото: Юлия Новикова

Видя в небе яркий воздушный шар, прохожие не всегда воспринимают это с восторгом. Павел замечает: нередко воздухоплаватели сталкиваются с негативными отзывами в свой адрес. Бывает, что хейтеры не ограничиваются только комментариями в соцсетях, но и пишут... заявления в правоохранительные органы. Павел Воронин уточняет: кто-то жалуется, потому что боится, что шар может упасть, а кто-то уверен, что полёты аэростатов над городом запрещены.

— Полёты разрешены. Каждый вылет мы согласовываем с различными структурами, получая разрешения, к примеру, от военного аэродрома и гражданского аэропорта, управления МЧС и других организаций, — поясняет пилот теплового аэростата.
На фото: пилот теплового аэростата Павел Воронин
На фото: пилот теплового аэростата Павел ВоронинФото: Юлия Новикова

Павел Воронин добавляет: активные полёты над Тамбовом и его окрестностями начались почти год назад. До этого над областным центром полётов воздушных шаров давно не было, и многие люди просто ещё не привыкли. Да и к тому же большинство обывателей просто не понимают, как летает воздушный шар или, как его ещё называют по имени создателей, монгольфьер. Отсюда и опасения о возможном падении.

— Воздушный шар летает за счёт разницы температур окружающего воздуха и воздуха внутри оболочки шара. Нагреваемый горелкой тёплый воздух всегда стремится вверх. Как только его становится достаточно, чтобы поднять корзину, мы отрываемся от земли. Чем больше греем воздух внутри оболочки, тем выше поднимаемся. Когда нужно снижаться — прекращаем нагрев, — поясняет технические моменты пилот.
«Когда впервые увидел воздушный шар вблизи — испытал настоящий восторг!»: о своей профессии рассказывает пилот воздушного шара из Тамбова
Фото: Юлия Новикова

Потрогать небо руками

Контролировать ход полёта пилоту помогает специальное оборудование. В небе нужен вариометр, или проще — высотомер. Он также показывает и скорость подъёма. Павел Воронин уточняет: у многих пилотов с функцией наблюдения справляются профессиональные программки в смартфонах. Они позволяют вести наблюдение за многими параметрами полёта.

Также всегда с собой рация. Пока шар в воздухе, за ним с земли следит та самая команда подбора. Постоянная связь между пилотом и водителем, в том числе и с помощью данных навигации, помогает всегда знать точку, в которой находится аэростат, даже если он высоко над облаками.

А понимание основ аэродинамики вкупе с данными по скорости и направлению ветра позволяет рассчитать возможное направление полёта и точку приземления.

«Когда впервые увидел воздушный шар вблизи — испытал настоящий восторг!»: о своей профессии рассказывает пилот воздушного шара из Тамбова
Фото: Юлия Новикова

К слову, по-разному реагируют на полёты не только случайные наблюдатели, но и пассажиры. Кто-то с восторгом наблюдает за пейзажем, ищет знакомые объекты на земле с необычного ракурса. Нередко в корзине воздушного шара, любуясь нереальными видами с высоты в несколько сотен метров, молодые люди делают своим избранницам предложения руки и сердца.

Но бывает, что, едва оторвавшись от земли, пассажиры понимают, что... боятся высоты. Кого-то неожиданный приступ акрофобии заставляет весь полёт провести на дне корзины, а кто-то и вовсе просит завершить полёт.

Бесспорно одно: полёты на воздушном шаре никого не оставляют равнодушными. И, пожалуй, хоть раз стоит перебороть естественный страх высоты и, поднявшись над землёй, потрогать небо руками.

«Когда впервые увидел воздушный шар вблизи — испытал настоящий восторг!»: о своей профессии рассказывает пилот воздушного шара из Тамбова
Фото: Юлия Новикова
Автор:Юлия Новикова