Лента новостей
Статья2 ноября 2021, 10:12

Местный туризм. Орловка

Территория Орловского сельсовета одна из самых немногочисленных в Тамбовском районе, в семи населённых пунктах проживают 1776 человек. При этом деревня Колобово и посёлок Новое Юматово являются нежилыми, люди оттуда давно уехали. Однако территория сельсовета популярна среди туристов и рыбаков.

Местный туризм. Орловка
Фото: Алексей Бучнев

Сюда приезжают не только из Тамбова, но и из других областей, чтобы насладиться великолепными видами, побыть наедине с собой и своими близкими, ощутить прилив сил от единения с природой. 

Нестеровка, она же Орловка

Орловка возникла в промежутке между 1719 и 1745 годами. Деревня была основана и заселена крепостными крестьянами помещика Осипа Селиванова. В переписной книге второй переписи населения 1745 года записано, что всего в Орловке к подушному окладу явился 61 человек: помещики, дворовые и крестьяне.

Свой вклад в становление села внёс и землевладелец Николай Нестеров. По документам третьей переписи 1762 года в деревне числится 41 двор его крепостных крестьян. Так как Орловка на тот момент принадлежала ему, то он переименовал её в деревню Нестеровку. В то время здесь жили 84 мужчины и 146 женщин.

В 1917 году Нестеровка вновь стала Орловкой. А через 20 лет на территории был организован лагерь строгого режима — колония № 5, где отбывали срок более тысячи политзаключённых. Колония просуществовала до 1953 года. Сразу после смерти Иосифа Сталина была распущена.

На сегодняшний день на территории сельсовета расположено три почтовых отделения, две школы, два ФАПа и две библиотеки. В 2020 году здесь капитально отремонтирован памятник сельчанам, не вернувшимся с полей сражений. Вместо обветшавшего монумента установлен новый, с применением современных материалов и технологий.

Река Эксталь и загадочная легенда

Вторая версия намного романтичнее. Трогательную легенду о русской девушке — жене хана Батыя — тамбовскому краеведу и собирателю фольклора Александру Сохранскому рассказала местная жительница Александра Петрова. В его книге «Легенды и предания тамбовского края» (12+) эта версия представляет собой поэтическое произведение, сочетающееся с прозой.

Будучи маленькой девочкой, Эксталь вместе с матерью была захвачена в плен войсками монголо-татар. За добрый нрав, кротость и красоту она приглянулась хану и стала его любимой женой, а потом и матерью его детей. После смерти матери девушка забыла русские традиции и язык. Лишь однажды, во время очередного нападения на Русь, она услышала знакомые напевы колыбельной. Пела молодая русская пленница. Эксталь пожалела её и отпустила, а после этого бросилась к своему мужу со слезами и мольбами не идти войной на Русь и пощадить её народ. Под страхом смерти она не отреклась от своей родной земли.

За такую непокорность муж убил её и сына, который бросился ей на помощь. Тела их положили в могилу, а над ней насыпали высокий курган. Двух других детей Экстали связали и оставили умирать на вершине того погребального холма. Как только татарское войско ушло, на вершину кургана поднялась молодая девушка, развязала детей и, прижав к себе, увела их на тамбовскую сторону жить новой русской жизнью. Согласно легенде, в честь героини село и получило своё название.

Автор:Дарья Авилочкина