Такая нужная поддержка
Материнство — подчас нелёгкая женская ноша. Верной и надёжной опорой каждой матери должны быть муж или родители. Но бывает так, что состоявшаяся или будущая мама оказывается в трудной ситуации, когда необходимой поддержки нет. Чтобы не оставлять женщин на произвол судьбы, чтобы помогать им и их детям пережить тяжёлый период, по всей России при взаимном сотрудничестве государства и русской православной церкви создаются приюты для беременных женщин и женщин с детьми. Не стала исключением и Тамбовская область.
В 2019 году в окрестностях села Большая Липовица по благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия и при поддержке управления соцзащиты и семейной политики Тамбовской области был создан Центр защиты семьи, материнства и детства имени преподобного Амвросия Оптинского. Главная его задача — оказывать помощь матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также беременным женщинам, намеревающимся из-за неблагоприятных условий жизни сделать аборт или отказаться от ребёнка.
Основная услуга, оказываемая в Центре женщинам и детям абсолютно безвозмездно, — предоставление убежища. На данный момент здесь нашли приют 12 человек — это 5 матерей с детьми.
Как устроен быт
Жизнь в Центре защиты семьи отличается спокойствием и размеренностью. Здесь для мам и их детей созданы все условия для отдыха и восстановления физических и душевных сил после тяжёлых жизненных испытаний. Но, как и везде, здесь есть свой распорядок, которого стоит придерживаться. У каждого постояльца есть свои обязанности. Мамы, например, убирают, стирают, поддерживают порядок в жилых комнатах, занимаются с детьми — словом, делают всё, что делали бы у себя дома. Участвуют в жизни приюта в меру своих сил и дети: кто-то проверяет чистоту в комнатах, кто-то следит за чистотой рук жильцов перед каждым приёмом пищи.
— Ещё ребята очень любят ухаживать за рыбками, — рассказывает руководитель Центра Людмила Соколова под одобрительные кивки старших детей. — Кормят их, меняют воду, чистят аквариум и фильтр. Это всё входит в трудотерапию, которая у нас обязательна. Мы с мамами также ухаживаем за прилегающей территорией: весной и осенью убираем листья, летом подрезаем ветки, пропалываем. Одна из постоялиц любит цветы. Мы ей их привозим, а она рассаживает.
Однако жизнь женщин в епархиальном Центре защиты семьи состоит не только из трудовых обязанностей. Занимают свой досуг мамы и дети совместно с воспитателями, например, создают поделки из различных материалов, которые они при желании могут забрать с собой. Занимаются вместе также вязанием, шитьём. Кто-то даже собирает алмазную мозаику. Если творчество наскучивает, можно посмотреть телевизор, почитать или послушать музыку, чем очень любят заниматься дети.
Кроме того, приют подключен к сети Интернет, что очень кстати, ведь некоторые из живущих здесь ребят — школьники.
— У нас налажено дистанционное обучение, — говорит Людмила Соколова.— Мы всё время находимся в контакте со специалистами по социальной работе от школ. Ребята получают задания, выполняют их, если необходимо с помощью мам или воспитателей. Затем выполненные задания мы отправляем обратно в школу.
Но не только на проживание могут рассчитывать постояльцы приюта. Работники Центра им оказывают содействие в получении медицинской, социальной и юридической помощи.
— Есть у нас мама, которая была воспитанницей детского дома, — рассказывает руководитель Центра. — В своё время она не встала на учёт как сирота для того, чтобы получить жильё. Уехала из Тамбова, родила ребёнка, какое-то время находилась в приюте в Москве, а потом мы её с дочкой сюда забрали. Кроме паспорта и свидетельства о рождении девочки, у неё ничего не было. На данный момент мы получили ИНН на маму, оформили ей пособие как одинокой матери, СНИЛС получили на девочку. Также мы обратились в управление социальной защиты по поводу того, чтобы там рассмотрели вопрос о постановке этой мамы на учёт как нуждающейся в жилье.
Здесь также оказывается и психологическая поддержка, и духовная. С душевными и духовными проблемами помогают матерям справляться отец Максим, настоятель храма в селе Большая Липовица, и психолог.
— Все срочные социальные услуги предоставляются получателям бесплатно, — поясняет руководитель Центра Людмила Соколова. — А существуем и предоставляем все эти услуги мы за счёт субсидий из областного бюджета и при поддержке синодального отдела русской православной церкви.
Нелёгкие судьбы
Судьбы женщин, находящих приют в епархиальном Центре защиты семьи, очень разные. У каждой свои проблемы, с которыми справиться в одиночку очень сложно. Но благодаря неравнодушию сотрудников Центра, заботе государства и церкви женщины с детьми имеют большие шансы выбраться из тяжёлых ситуаций и снова начать нормальную жизнь.
— Была у нас женщина. Муж постоянно избивал её на глазах у детей, из дома не выпускал, — рассказывает Людмила Соколова. — Она нашла нас в сети, мы с ней всё обговорили, и она смогла тайно сбежать вместе с детьми сюда. Жили они у нас около месяца. За это время мы смогли связаться с её мамой из Ивановской области. У них были ранее конфликты, но мы условились, что она готова дочь и внуков принять. Помогли нашей маме добраться: за свой счёт вызвали такси, договорились с рейсовым автобусом. И всё благополучно закончилось: мама её встретила, отзвонилась. И потом они ещё звонили, говорили, что всё хорошо.
Работники Центра и после отъезда своих подопечных продолжают поддерживать с ними связь. В основном через соцсети.
— Мы со всеми контактируем. Нам звонят, присылают фотографии и видео. В феврале к нам поступила женщина на позднем сроке беременности. Жила до родов тут, потом родила и ещё какое-то время тут провела. Мы её забирали из родильного отделения как положено, с шарами и цветами, — не без улыбки вспоминает Людмила Соколова. — Потом она наладила связь с отцом ребёнка, и он забрал их к себе в Москву. Совсем недавно она присылала нам фотографии.
И таких историй, заканчивающихся хорошо, руководитель центра знает немало. За почти три года существования через Центр прошли более 100 человек: 52 матери и 61 ребёнок, получивших благодаря его сотрудникам возможность начать новую жизнь.