Понять, в каком направлении хочешь развиваться. Определить продукт и потребителя. Составить бизнес-план, прикинув расходы. Повременить с арендой и тем более покупкой помещения, взвесив хорошенько возможности... Казалось бы, очевидные базовые шаги для каждого начинающего предпринимателя. Но строить грамотный маршрут не всегда бывает просто без опытных помощников.
Владелица сети тамбовских кафе «Урбан Фуд» Анастасия Нечаева стояла у истоков сообщества женщин-предпринимателей в Тамбовской области. Некоторое время возглавляла профильный комитет при региональной торгово-промышленной палате. Сегодня она выступает в роли бизнес-коуча, наставника для своих начинающих коллег. Кроме того, консультирует и уже действующих предпринимателей, «застрявших» в одной точке ведения бизнеса, не видящих пути развития. Правда, вспоминая историю своего дела, замечает: её путь не был лёгким и безошибочным.
— Со стороны нам часто кажется, что бизнес — это легко. Так думала и я. В прошлом успешный банковский работник, решила, что «вот сейчас я создам своё дело, и у меня всё сразу получится», но... Первые шаги, не подкреплённые базой специфических знаний, были спонтанными и ненужными. Просто в какой-то момент стоило бы в этом признаться откровенно самой себе, что я сделать боялась, — говорит Анастасия Нечаева.
Это же так вкусно!
История сети городских кафе началась четыре года назад с идеи продавать лапшу-вок. Впрочем, Анастасия вспоминает: ещё раньше она решила продавать хот-доги на заправке. Тогда бизнес, несмотря на просчитанный план и вроде бы «проходное» место, не пошёл. Но начинающая бизнесвумен не опустила руки и, собрав все сбережения и добавив кредитные средства, приобрела «закусочную на колёсах» — фуд-трак.
— Я тогда ушла в декретный отпуск и окончательно решила создавать своё дело. Энергии было много, а переживаний о том, что что-то может не получиться — напротив, совсем мало. Я была уверена, что, увидев яркий фургон, все тут же захотят купить в нём еду. После хот-догов выбор пал на лапшу-вок. К тому же, купив готовую лапшу в Тамбове, поняла, что по вкусу это совсем не то, — вспоминает Анастасия Нечаева.
Рецепт, по которому готовилось «то самое» стрит-фуд-блюдо, был выработан путём проб и ошибок на собственной кухне. Далее за помощью девушка обратилась к специалистам по продвижению стартапов. Обучение проходило в режиме онлайн: «бизнес-гуру» базировались в Москве, а в Тамбове на тот момент не была развита сфера поддержки и консультаций начинающих предпринимателей.
Анастасия с долей юмора вспоминает тот семинар. Признаться, что приобрела за немалые деньги фуд-трак, она не решилась, сказав, что только планирует покупку. Наставник посоветовал не торопиться, указав на необходимое разрешение от города на установку объекта и возможность подключить коммуникации, и спросил, мол, что ты хочешь продавать?
— Услышав про лапшу-вок, он задал «странный» вопрос: а кто, кроме тебя, ещё хочет эту лапшу? Я тогда удивилась: как кто?! Все! Она же такая вкусная! На что он просто показал статистику поисков блюда по Тамбову. Никто его не искал и заказывать не хотел. В тот момент у меня сложилась картинка из деталей, которые я не учла, и задач, которые не решила, прежде чем броситься в «омут» предпринимательства, — рассказывает Анастасия.
«Локомотивный продукт» и выход в зал
Решив идти дальше, Анастасия остановилась на концепции стрит-фуд и доставке готовых блюд. Для продвижения пресловутой лапши нужен был продукт-локомотив, которым стали привычные пицца и суши и роллы.
— Моей главной идеей было заведение с вкусной едой и быстрой доставкой. Ну а для продвижения лапши-вок мы первое время предлагали её в подарок к заказам, потом делали скидки. Результат? Спустя несколько лет эта позиция — основная в нашем меню, — говорит Анастасия Нечаева.
Через некоторое время, когда название компании стало узнаваемым в городе, владелица задумалась о расширении бизнеса. Арендовала небольшой зал. Правда, как вспоминает сегодня, долгое время потребители эту точку рассматривали исключительно как пункт выдачи интернет-заказов. А потом...
Развитие вопреки пандемии
Потом наступила весна 2020 года. Полная ограничений и запретов. Руководитель кафе замечает: в начале первой волны нерабочих дней были опасения за будущее и даже мысли о закрытии бизнеса. Но бизнес выстоял. Работали только на доставку и даже развивались.
— В мае я увидела объявление о сдаче в аренду более просторного зала по выгодной цене. Здесь много лет располагалось другое городское кафе. Мы зашли сюда, сделали ремонт. Открыли эту точку в сентябре прошлого года, — говорит Анастасия и тут же добавляет: — Период пандемии — непростой для предпринимателей вообще и сферы общепита в частности. Но лично для меня эти полтора года были очень крутыми. Было тяжело? Да. Но я многому научилась за это время. Помогла и господдержка. Всего на данный момент у нас две точки кафе в Тамбове и одну открыли в конце прошлого года в Москве.
В её команде сегодня 50 человек. Анастасия делает на этом акцент: в результатах работы — общая заслуга. Говоря о ведении дела, мы возвращаемся к теме женского предпринимательства. Анастасия обращает внимание: до сих пор держатся многие негативные стереотипы о женщинах в бизнесе. Зачастую мало кто задумывается о том, что женщине хочется реализовать себя в любимой сфере.
— Быть бизнес-наставником мне позволяют мои результаты. Надеюсь, мой опыт позволит многим избежать частых ошибок. А в целом хочется, чтобы в нашем регионе больше развивалась система поддержки не просто молодых бизнесменов, а именно женщин-предпринимателей. Всё-таки, учитывая традиции ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, женщинам подчас сложнее реализовать себя. Мы говорили о комитете женщин-предпринимателей при торгово-промышленной палате. Если кто-то сталкивается с трудностями — здесь помогут. Поддержат нужной информацией, направят при необходимости в соответствующие структуры и органы власти, — говорит Анастасия Нечаева.