В зимнюю стужу или чересчур снежную погоду оказавшимся вдали от «цивилизации» водителям бывает непросто. Особенно если в пути, вдалеке от мастерских, придорожных кафе и небольших отелей у машины спустило колесо, кончился бензин, на самого навалилась мешающая ехать усталость, а вызвать помощь мешает разрядившийся мобильник.
Тепловая пушка, фонарь, генератор
Передвижной пункт обогрева оборудован на базе автомобиля «ГАЗ-66». Показывая машину, начальник пожарно-спасательной части № 2 регионального ГУ МЧС России, майор внутренней службы Иван Логвиненко поясняет: автомобиль выезжает на дежурство при неблагоприятных погодных условиях — низкой температуре воздуха, обильных осадках. К примеру, помощь мобильного пункта может понадобиться при образовании на федеральных трассах снежных заторов.
Здесь есть всё необходимое, чтобы в критической ситуации сохранить здоровье, а подчас и жизнь попавшим в непогоду автомобилистам. Пункт обогрева может принять до 10 человек. Благодаря тепловой пушке внутри машины поддерживается температура до +25 градусов — даже если «за бортом» 30-градусный мороз.
Согреться помогают горячий чай и сытное угощение. В салоне машины есть мягкие сиденья и тёплые пледы. Электроснабжение обеспечивает генератор — при необходимости можно зарядить мобильные телефоны. Обязательная аптечка. Есть здесь и необходимые инструменты для оперативного ремонта автомобиля: к примеру, подкачки или даже замены колеса.
— Всего на базе главного управления два таких автомобиля. Каких-то строго закреплённых точек для несения дежурства на федеральных трассах нет. Выставляем пост по ситуации. На расстоянии километра от пункта обогрева устанавливаем соответствующую табличку-указатель, чтобы водители знали о возможности обратиться за помощью, — говорит Иван Логвиненко.
В тёмное время суток или в метель прилегающая к передвижному пункту обогрева территория освещается специальным прибором — автономной световой системой. Оболочка осветительной вышки благодаря нагнетающему воздух компрессору поднимается на высоту до семи метров.
Оперативная информация в пути
Помимо техсредств, создающих комфорт и максимально возможный в дорожных условиях уют, пункт обогрева оборудован радиосвязью. Рации настроены на волну ГУ МЧС России – для получения и передачи оперативной информации о погодных условиях и экстренных ситуациях.
— Рации также можно настроить на волну, на которой переговариваются водители-дальнобойщики. Мы можем передавать им данные, а также сами нередко получаем сообщения от них. К примеру, о том, что на определённом расстоянии от нас возник на дороге затор. В таких ситуациях пункт обогрева переезжает на место, где нужна помощь, — говорит старший прапорщик внутренней службы, водитель пожарно-спасательной части № 2 Роман Новиков.
Работу мобильного пункта обогрева обеспечивает группа личного состава из трёх человек: водитель и два бойца. Рассказывая о подготовке к дежурству, сотрудники МЧС России показывают вещмешки и поясняют: с собой всегда суточный рацион питания, тёплая одежда, спальный мешок.
Не только передвижной, но и стационарный
Сезон работы для передвижного пункта обогрева — это, конечно, холодные зимние месяцы. Но подготовка машины начинается, словно саней в известной поговорке, летом. Сотрудники МЧС России замечают: у этой техники просто нет права выйти из строя, поэтому с приближением рабочего сезона машину проверяют ежесуточно. Прогревают двигатель, следят за работоспособностью всех агрегатов и спецсредств.
— Кроме передвижных пунктов обогрева, при необходимости может быть развёрнут стационарный полевой пункт — тепловая пушка и всё необходимое размещаются в большой палатке, — уточняет Иван Логвиненко.
Вспоминая дежурства пункта обогрева, сотрудники МЧС России замечают: в последние несколько лет экстренных ситуаций на дорогах немного. Иногда те же водители дальнобойного транспорта просят помощи в мелком авторемонте.
А вот помощь стационарного пункта обогрева несколько лет назад пригодилась зашедшему на Тамбовщину путешественнику. По воспоминаниям сотрудников МЧС России, мужчина путешествовал автостопом, но часть пути проходил пешком, даже в непогоду:
— Он обратился в палатку пункта обогрева, развёрнутую на территории Тамбовского района. Это была зима 2015 года: тогда, хоть и всего на несколько дней, морозы достигали 30 градусов. Собственно, несколько дней мужчина и провёл в палатке. Когда погода нормализовалась, отправился дальше в путь.