Сегодня структура объединяет 1857 жителей области, тогда как в регионе больше пяти тысяч незрячих людей. Не приходят в общество слепых по двум причинам: одни — стесняются, другие — не знают, что подобная структура вообще существует. Эльвира Шиняева очень надеется, что ситуация когда-нибудь начнёт меняться, и делает всё возможное для привлечения молодёжи в организацию.
— Хочется, чтобы в области ввели региональный перечень технических средств реабилитации, чтобы «Доступная среда» стала действительно доступной, а техника и оборудование оказались по карману нам, инвалидам по зрению, — начинает разговор Эльвира Шиняева и дополняет, что вопросов здесь всегда было больше, чем ответов.
Всероссийскому обществу слепых почти 97 лет. Центральное правление организации, несмотря на то, что в России 85 субъектов, объединяет 75 территорий. В каждом из регионов созданы так называемые первички, в Тамбовской области их восемь. Подобные организации, как поясняет Эльвира Шиняева, «великовозрастные»: 60 процентов её членов — это люди старше 60-ти. К сожалению, очень мало молодёжи, потому как многие стесняются обращаться за помощью.
Реабилитация инвалидов по зрению разная. Это социокультурная, спортивная, бытовая или реабилитация за счёт технических средств. Если говорить о последней, то большая часть специализированного инвентаря предоставляется бесплатно. Для этого существует федеральный перечень, куда входят трости, тонометры и термометры, глюкометры с речевым выходом, средства для прослушивания аудиокниг, лупы или глазные протезы.
А вот смартфоны, говорящие рулетки, органайзеры и ноутбуки приобретаются уже за собственный счёт. Эльвира Шиняева говорит, что не каждый инвалид может потянуть такую покупку: как только к оборудованию или технике идёт приставка «тифло», что означает слепой, то цена возрастает вдвое, а то и втрое. Например, брайлевский принтер стоит 250 тысяч рублей, органайзеры — от 100 тысяч рублей.
Собак-поводырей тоже выдают бесплатно, но только при условии, что человек является инвалидом по зрению первой группы. Для этого необходимо написать заявление и подготовить анкету, на основе которой под указанные рост, вес и характер специалисты подберут собаку.
Основные проблемы в работе с инвалидами по зрению — психологические переломы. У кого-то болезнь врождённая, и они теряют зрение постепенно, как это было с Эльвирой Шиняевой. Это не ломает, люди успевают окончить школу, получить образование и даже создать семью. А бывает наоборот: в 35 лет человек попадает в аварию, теряет зрение и его жизнь кардинально меняется.
— Что он начинает чувствовать? Зачастую агрессию, обиду, злость, многие начинают вести иждивенческий образ жизни. В таких случаях семья получает человека, который постоянно требует внимания, или затворника, буквально ненавидящего своё окружение. Мы стараемся людей из таких ситуаций вытягивать, если, конечно, знаем о них. Но, к сожалению, члены семьи очень поздно к нам обращаются, — поясняет Эльвира Шиняева.
Близкие люди обычно прячут таких родных, стараются не показывать. Но замалчивать такую ситуацию нельзя. В Московской области есть центр реабилитации, где за 2,5 месяца незрячего человека научат всем бытовым навыкам, начиная от самых простых — завязывать шнурки, гладить одежду или готовить ужин.
После этого можно пройти профессиональную реабилитацию. За 5 месяцев обучат резьбе по дереву или вязанию на спицах, пчеловодству, садоводству, компьютерным технологиям, можно научиться даже ремонтировать обувь. Обучение бесплатное, было бы только желание освоить новую профессию и настрой на новую жизнь.
— Сегодня у нас очень большая проблема — умирают общие правила Брайля. В стране 280 тысяч незрячих людей, опять же эта цифра только по тем, кто состоит на учёте. Примерно 28 тысяч тотально незрячих, из них только 7 процентов знают Брайлевское шеститочие. Повторюсь, что Брайль умирает, а значит, что умирает наша грамотность. В регионе нет школы, где незрячие дети могли бы учиться, самое ближайшее учреждение находится в Липецке, — говорит заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества слепых.
Вновь и вновь в разговоре Эльвира Шиняева подчёркивает: в жизни инвалидов по зрению не надо ставить точку. Да, им непросто социализироваться, но незрячие научились с этим жить, они переучиваются и получают новые профессии, занимаются спортом, творчеством и даже создают собственный бизнес.
В Тамбове, конечно, не так много предприятий, куда может трудоустроиться особенный специалист. Вакансии предлагает тамбовская трикотажная фабрика и общество слепых, где как раз руководящие посты по уставу ВОЗ занимают только люди с нарушением зрения первой и второй групп инвалидности. А можно устроиться за пределы системы, стать массажистом, психологом, юристом, педагогом, программистом или пройти профреабилитацию и получить статус самозанятого.
Эльвира Шиняева рассказала про случай Ирины Зубовой, члена общества слепых, который бы мог не только многих других поддержать, но и вдохновить. Женщине 50 лет, и большую часть жизни она проработала на трикотажной фабрике. А потом узнала, что для незрячих есть курсы по массажу. Ирина решила кардинально изменить судьбу, уволилась с работы и поехала учиться в Кинель-Черкасский медицинский колледж Самарской области. Прошла курсы взрослого и детского массажа, а потом ещё косметические курсы в Москве. Теперь она планирует в Тамбове заняться бизнесом и открыть массажный салон.
— Люди стали лояльнее относиться к инвалидам. Если приходишь в медучреждение, то тебя всегда сопроводят до кабинета. Также и в торговых центрах или МФЦ. К слову, перед открытием нового офиса давала рекомендации по его обустройству для незрячих людей. Проблем у нас хватает, но и жизни тоже хватает. Незрячие научились жить по-новому.
Эльвира Шиняева вошла в состав молодёжного совета при городской Думе и сейчас ведёт активную поддержку незрячих людей. Уже проведена акция «Белая трость», один из последних больших проектов — краеведческий. Тамбовские активисты помогают в подготовке литературы по краеведению в аудиоформате. Также в регионе будет запущен проект «Реабилитация по-новому», в рамках которого планируется презентация современных средств технической реабилитации.