Лента новостей
Статья17 апреля , 09:02

Тамбовский историк рассказал об образовании города на Цне и заселении края

Сегодня, 17 апреля, Тамбов отмечает своё 386-летие. По этому поводу вспоминаем историю основания города, а также рассказываем, что происходило на притамбовской территории до 1636 года.

Фото: Алексей Бучнев

Мордовская земля

О том, что было на территории Притамбовья до 1636 года, информации в исторических источниках крайне мало. Тамбовский историк Полина Напольникова считает, что точно можно говорить только о том, что лесное правобережье реки Цны и территория современного Тамбовского района были бортными угодьями, которые осваивало население современного Моршанского района.

Но это не значит, что на территории Тамбовского района никто не жил. Известно, что здесь располагалось, по крайней мере, несколько мордовских деревень.

— В выписках из книг писца Фёдора Чеботова за 1620-1630-е годы в границах современного Тамбовского района указаны село Черленое (Черняное), сельцо Татаново и деревня Кукусова (Куксово). Кроме того, в документах за этот же период встречаются упоминания деревень Тонбова и Вижавино, — рассказывает Полина Напольникова.

Где именно стояли эти деревни, точно не известно. Всё, чем располагают в данном вопросе историки, — примерное описание границ бортных угодий, в которых жители этих деревень занимались промыслами. Например, жители Татанова занимали угодье, располагавшееся по Цне от Кукусова до речки Ляды, жители Кукусова — от речки Духовки до речки Липляй, а деревни Тонбова и Вижавино, вероятнее всего, находились в устье реки Лесной Тамбов.

Фото: Алексей Бучнев
— Что касается этнического состава этих деревень, определить его довольно сложно, — говорит Полина Напольникова. — Если Тонбова и Вижавино однозначно названы в документах мордовскими деревнями, то в отношении Кукусова, Татанова и Черленого даже такого упоминания нет. Остаётся только анализировать названия. По всей видимости, Кукусово и Татаново образованы от мордовских личных имён, что может говорить о том, что изначально это мордовские поселения. Черленое — название русское. Вероятнее всего, это было поселение казаков.

Жизнь мордвы

По всей видимости, леса на территории Тамбовского района населяла преимущественно мордва. Основным её занятием был сбор дикого мёда — бортничество.

— Мёд имел большое значение в бытовой жизни населения. Он был единственным сладким продуктом питания, консервирующим веществом и сырьём для производства напитков, в том числе алкогольных. Воск широко применялся как осветительный материал, а также для изготовления сургуча и некоторых видов смол, использовался для вощения нитей для придания им прочности, для покрытия ружей и других металлических предметов для предохранения от ржавчины, а также в медицинской практике. Мёд и воск служили важнейшими предметами внутреннего обмена и экспорта, — рассказывает историк.
Фото: Алексей Бучнев

Кроме бортничества, были развиты ловля рыбы, птиц и заготовка пушнины. Словом, мордва брала всё, что могли предложить ей река и лес. Было знакомо мордве и земледелие, но развиваться в условиях леса оно полноценно не могло, а обработка чернозёмов на левом берегу Цны была занятием опасным: до строительства Тамбова местное население часто страдало от набегов татар, которые уводили крестьян в плен.

Близкими соседями местной мордвы были русские. По словам Полины Напольниковой, отношения между двумя народами были дружеские. Общий быт и общее занятие промыслами объединяли людей. А ещё между мордвой и русскими шёл двусторонний культурный обмен: мордва перенимала русские традиции, а русские люди осваивали мокша-мордовский язык, носили мордовскую одежду и даже отмечали мордовские праздники.

Фото: Алексей Бучнев

Сближению народов способствовала и религия. Вера мордвы и христианская вера русского крестьянства во многом были похожи. Как и христиане, мордва верила, что жизнь создал Бог. Единственным отличием было то, что мир мордвы населяли также различные духи, олицетворявшие природу и помогавшие в хозяйстве. Но и подобные воззрения были русским близки, так как народная вера русского человека включала в себя элементы язычества и различные суеверия.

Защита от супостата

И вот в 1636 году воевода Роман Боборыкин, приехавший из Шацка, заложил на холме у места впадения реки Студенец в Цну крепость, которая позже станет городом Тамбовом. Причиной строительства крепости стали те самые татарские набеги, которые вредили местному населению и, как следствие, правящим кругам Русского государства.

— В 1617-1618 годах практически все населённые пункты, располагавшиеся по Цне, от низовьев до верхнего течения, были включены территориально в Верхоценскую волость Шацкого уезда, — рассказывает историк Полина Напольникова. — Эта волость принадлежала матери царя Михаила Романова — Марфе Ивановне. Волость приносила хороший доход, была крупным поставщиком мёда и воска, а в нижнем течении активно развивалось земледелие. Поэтому необходимы были укрепления выше по течению, чтобы обезопасить большую часть Верхоценской волости по Средней и Верхней Цне.

Изначально планировалось возвести крепость в устье реки Липовица, но строители пришли к выводу, что плоская равнина в том районе не подходит для возведения крепостных стен. В итоге выбор пал на высокий левый берег в месте слияния Студенца с Цной. Вторым существенным фактором выбора этого места стало то, что здесь находился перекрёсток двух торговых путей: Ордобазарной дороги из Астрахани и новой дороги от донских казачьих городков.

Фото: Алексей Бучнев

Строительство крепости велось силами населения Верхоценской волости. В нём принимали участие и русские крестьяне с мордвой, и шацкие сторожевые и полковые казаки, и служилые люди.

К слову, есть несколько теорий о том, что означает название города. Река Лесной Тамбов, по которой и назвали крепость и город, изначально могла называться Вирень Томбалькс, то есть «залесная». По другой версии, река могла иметь название Тонба — «дальняя река». Таким образом, название реки могло означать самую южную границу расселения мордовских племён.

Когда строительство крепости завершилось, тамбовская земля, теперь защищённая от нападения степняков, начала активно заселяться крестьянами, которых привлекал плодородный чернозём. Случился резкий приток русского населения, и цнинская мордва постепенно была ассимилирована. Её нынешние потомки спустя почти четыре столетия уже не идентифицируют себя как мокшу, полностью переняв русскую культуру.

Автор:Ольга Мещерякова