Эта главная водная артерия области течёт на север и впадает в Рязанской области в реку Мокшу — приток Оки. По пути она принимает более 20 притоков.
До появления железных дорог водные пути были самыми востребованными, ведь переправить грузы таким способом стоило гораздо дешевле, нежели гужевым транспортом.
Экскурс в историю
Во второй половине XVII века по Цне ходили струги, коломенки, дощаники, барки. Но несмотря на полноводность реки, даже тогда судоходство сталкивалось с проблемой нехватки воды. Дело в том, что основной источник воды в Цне — весеннее снеготаяние. В очерке по краеведению Евгения Капитонова «Водные пути Тамбовщины» сказано, что таким образом в реку поставляется около 71% водных масс. Именно поэтому небольшие суда с лёгкостью преодолевали расстояние в первой половине лета, когда грузы отправляли с тамбовской земли на север. Возвращаться было сложнее.
Частично эту проблему решил Пётр I. Согласно его указу в осенний период мельницы, расположенные по берегам, спускали воду в реку. Таким образом, воды становилось больше, и суда могли вернуться домой.
Попытки решить эту же проблему и сделать Цну полностью судоходной до Тамбова предпринимала и Екатерина II. По её указу в 1785 году возле Моршанска была воздвигнута плотина. Это помогло лишь немного поднять уровень воды выше по реке от места расположения плотины.
В декабре 1785 года правителем Тамбовского наместничества был назначен Г. Р. Державин. Он также был заинтересован в этом вопросе. Уже в 1786 году был найден землемер, который описал берега Цны и исследовал водный путь по ней до Оки. Державин мечтал решить вопрос с доставкой в Тамбов дров, строевого леса и камня, в которых город испытывал острый недостаток. Он даже передал в Петербург записку на рассмотрение инженерной комиссии, но все усилия были напрасны. В 1787 году началась война с Турцией, и денег для развития не нашлось.
Не канал, а ерик
Важно отметить, что Тамбов был основан не на коренном русле реки Цны. Дело в том, что во время основания города река протекала мимо двумя параллельными протоками. Ближний к городу назывался ерик, дальний — речкой Коренной. С севера и юга в Цну впадало множество небольших речушек, которые несли в неё много песка и ила. Они, в свою очередь, сильно засоряли её и даже значительно поднимали дно в районе впадения Студенца. Поэтому в половодье течение Студенца меняло направление. Со временем в верховьях Цны уменьшился водосток реки. Свою лепту внесли многочисленные вырубки лесов. Практически вся вода ушла в русло Коренной, а ерик стал напоминать цепь болот.
В связи с этим под руководством Гавриила Державина в 1786-1787 годах инженер Соймонов разработал проект урегулирования течения реки. Цну отсекли от Коренной четырёхкилометровой земляной дамбой. Воду направили в ерик, а его русло прочистили. Эти меры подняли уровень воды у Тамбова на несколько метров. Гидротехнические работы были выполнены турками, попавшими в плен во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Наряду с положительной динамикой стали появляться и негативные моменты: ерик, который в настоящее время принято называть каналом Цны, не мог справиться с потоком воды в весеннее половодье. Поэтому в дамбе ежегодно прорывали проходы. Со временем вся территория между основным руслом и каналом покрылась оврагами и песчаными наносами. Из-за высокой влажности стали образовываться болота.
Периодически к вопросам гидротехнического строительства и судоходства на Цне возвращались. В 1818 году канал вновь расчистили. Силами французов, попавших в плен в ходе Отечественной войны 1812 года, был создан бассейн длиной 128 метров и глубиной около 17 метров. Это позволило продлить жизнь судоходству.
Водная магистраль
Сплав караванов производился весной в течение четырёх недель. Возвращались суда осенью в течение двадцати пяти дней, когда в соответствии с названным выше Петровским указом мельники открывали плотины. За такие сжатые сроки ежегодно по Цне сплавлялось около 470 груженых судов. До пятидесяти судов за сезон шли в дальние рейсы до реки Клязьмы и перевозили товаров на сумму до 600 тысяч рублей. Значительную долю грузов составлял хлеб. По сообщению журнала Министерства внутренних дел, в 1833 году в Москву и Петербург было сплавлено 800 тысяч четвертей хлеба (т.е. 1066 тонн). В 1837 году из Моршанска до Рыбинска и Петербурга было отправлено 25 миллионов пудов хлеба. Были и потери судов в пути.
Сложность судоходства на Цне и мелководье привели к постановке в 1838 году вопроса о постройке железной дороги длиной 130 верст (140 км) от Моршанска до устья Цны. Но ввиду обстоятельств железная дорога прошла через Тамбов лишь в 1870 году. Постепенно судоходство на Цне начало сходить на нет.
Интересно, что первый винтовой катер на Цне появился в 1876 году. Его владелец господин Зандберг построил у Трегуляевского монастыря дачу для развлечения тамбовчан. Для доставки туда людей он построил катер «Братушка».
Несколько позднее пристани для парохода появились на Цне напротив Дубовой улицы (сейчас Комсомольская) и в Инвалидной (Охотничьей) слободе города Тамбова. Пристани были построены в июне 1881 года. Пароход «Цна» открыл регулярные рейсы до острова Эльдорадо.
Некоторое оживление произошло в первой половине XX века. В 1943 году Тамбовский обком ВКП(б) и облисполком выступили с ходатайством о развертывании строительства на Цне. В 50-х годах XX века из Горелого и Перкино в Тамбов доставлялись дрова. Осенью из Татанова в Тамбов по воде доставлялись овощи. Из Рязанской области — известняк. После строительства шоссе Тамбов-Моршанск водный путь по Цне оказался невостребованным.