Александр Николаевич Лодыгин, изобретатель, который вошёл в историю науки и техники как один из отцов электрического освещения, родился осенью 1847 года в небольшом селе Стеньшино Тамбовской губернии (сегодня Петровский район).
Год рождения Александра Лодыгина стал знаковым для всего мира, ведь именно в 1847 году родились не менее знаменитые единомышленники Лодыгина: в Саратовской губернии в это время на свет появился Павел Яблочков, изобретатель дуговой лампы и первого электротрансформатора, а в Америке — Томас Эдисон, благодаря предприимчивости которого электрические лампочки стали для людей обычным делом.
Для малой родины Лодыгина этот год счастливым не был: в сёлах и деревнях Тамбовской губернии зверствовала эпидемия холеры, не щадя ни крестьян, ни дворян. Селу Стеньшино и семье Лодыгиных крупно повезло — болезнь обошла их стороной.
Александр Николаевич начал проявлять наклонности к изобретательству ещё в детстве. В десятилетнем возрасте он, подобно мифологическому Дедалу, пытается «покорить» небо с помощью самодельных крыльев. Закономерным итогом становится падение и ушиб, но от мечты о небе Александр не отказывается до самого начала Первой мировой войны.
Почти всё время Лодыгины живут в Стеньшино и перебираются в Тамбов, только когда Александр поступает в Тамбовский кадетский корпус. Они обживают дом на нынешней улице Лермонтовской и именно здесь, в Тамбове, в голове Александра Николаевича зарождается идея электрической лампочки и фантастического на тот момент электролёта, дальнего предка современного вертолёта.
После окончания кадетского корпуса Александра Лодыгина переводят в Воронеж, где он должен стать, по старой семейной традиции, военным. Но Лодыгина больше занимают не маршировки по плацу, а полёты на воздушных шарах, о которых он вычитал из журналов и газет. Александр Николаевич уходит в отставку в 1865 году и устраивается работать слесарем на Тульском оружейном заводе из-за бедственного положения своей семьи, которая не может его больше обеспечивать.
Мечта построить свою летательную машину полностью захватывает его, поэтому спустя пять лет Лодыгин приезжает в Петербург, столицу императорской России. Там он выступает перед интеллигенцией с уроками по слесарскому искусству и одновременно с этим хлопочет и ищет деньги для создания своего электролёта, внешне похожего на пулю с двумя винтами сверху и сзади. Не получив никакой поддержки от русского правительства, Лодыгин возлагает свои надежды на французов.
Для Франции 70-й год — крайне бедственный: в разгаре война против Пруссии. Лодыгин пишет в Париж министру Леону Гамбетте о сути своего электролёта и обещает построить аппарат, который поможет французам оттеснить пруссаков. И вот без багажа, со слабым знанием французского и немецкого языков, с 98 рублями в кармане Александр Лодыгин отправляется в авантюристское путешествие во Францию через воюющую Европу.
Во Франции не без курьёзного случая (Лодыгина приняли за немецкого шпиона, и от виселицы его спасла только русская красная рубаха и русский кафтан, которые французы посчитали слишком странным нарядом для немецкого шпиона), молодого изобретателя принимают и запускают стройку электролёта. Но в 1871 году война заканчивается, а вместе с ней прекращается и строительство машины Лодыгина. Александр Николаевич понимает, что пока его электролёту суждено быть просто мечтой, и, покинув Францию, он возвращается в Петербург.
Здесь Лодыгин работает механиком в нефтегазовом товариществе «Сириус». Работать приходится при газовом освещении, которое сильно расходует кислород в помещении. Рабочие из-за этого часто жалуются на головную боль и тошноту, и Лодыгин начинает задумываться о возможностях применения для освещения безопасного для здоровья людей электричества.
И вот в 1874 году Лодыгин, мечтающий осветить электричеством всю Россию, получает патент на лампочку накаливания и первый во всем мире производит опыт электрического освещения улицы. Это была его минута славы. Общественность взбудоражена, о нём пишут газеты, его имя у всех на устах.
Для производства лампочек Лодыгин и друзья, помогавшие ему всё это время, решают создать артель с говорящим названием «Товарищество электрического освещения А.Н. Лодыгин и Кº», в которую вошли: изобретатель Александр Лодыгин, писатель Сергей Терпигорев-Атава, журналист и издатель Владимир Висковатов и купец Степан Козлов.
Вокруг лампочки разгорается настоящий ажиотаж, о ней узнаёт Европа. Несмотря на это, «Товарищество» начинает тонуть в долгах. Лодыгину предлагают создать товарищество по вере, где членами правления станут не полубедные представители интеллигенции, а купцы с крупными капиталами. Новое товарищество берёт на себя ответственность распространить лампы Лодыгина как в России, так и в Европе, но у этого есть своя цена: Лодыгин должен передать товариществу все свои привилегии. Договор, подписанный изобретателем, фактически грабит его, отбирая не только само изобретение, но и оборудование для опытов. Александр Николаевич теряет своё открытие, друзей и возможность работать. Единственной ложкой мёда в бочке дёгтя становится присуждение Лодыгину Ломоносовской премии, которую получали только учёные и только за крупные открытия.
В конце концов, Лодыгин уходит из товарищества и уезжает на Кавказ, где присоединяется к народникам. Принадлежность к движению, противному самодержавию, ещё более осложняет изобретателю жизнь, и Лодыгин снова вынужден покинуть Россию. За границей он продолжает работать над усовершенствованием ламп накаливания и получает патент на лампы с вольфрамовой нитью, но в 1906 году продаёт его компании «Дженерал электрик компани», основанной Томасом Эдисоном.
В 1907 году Александр Лодыгин возвращается в Россию, преподаёт в Петербурге в Электротехническом институте, работает над электропечами и изобретает индукционную печь для плавки металла. С началом Первой мировой войны Лодыгин вновь возвращается к электролёту, но правительство, посчитав проект утопическим, вновь отказывает изобретателю.
Февральская революция становится последним крупным событием в жизни Лодыгина. Александр Николаевич не может сработаться с новой властью и навсегда уезжает в США. Когда в России, оправившейся от потрясений, начинает разрабатываться план электрификации страны, советские учёные приглашают Лодыгина вернуться на родину и принять в этом участие, но 75-летний изобретатель отвечает, что слишком болен и не сможет перенести ещё одно путешествие через океан. Несмотря на свой отказ, Александр Николаевич очень рад за родину, ведь его давняя и главная мечта о том, чтобы Россия стала великой электротехнической державой, начинает сбываться.