Летний период — особое время для сотрудников государственной инспекции по маломерным судам. С приходом тепла пляжи и другие места отдыха на воде заполняются отдыхающими и спасателями. Одним из самых популярных направлений среди горожан и гостей города остаётся акватория реки Цны. На оборудованных пляжах ежедневно несут дежурство матросы-спасатели. В случае необходимости они окажут первую медицинскую помощь и вызовут бригаду скорой помощи. Кроме того, места массового отдыха вблизи акватории патрулируют инспекторы Центра ГИМС.
О правилах безопасного поведения на водных объектах, а также о том, как избежать несчастных случаев на воде, рассказал государственный инспектор ГИМС Главного управления МЧС России по Тамбовской области Виктор Лавринов.
«И снова Анискин… »
Инспектор ГИМС — непростая профессия, в которой как и во всех подразделениях МЧС России не бывает случайных людей. Прежде всего, ими движет любовь к людям, стремление уберечь их от опасности и как можно скорее помочь, если кто-то попал в беду.
Виктор Лавринов занимает этот пост уже достаточно давно — около десяти лет. До этого мужчина много лет прослужил в милиции, а затем и в полиции. В настоящее время он завершил карьеру полицейского в звании майора и находится на заслуженном отдыхе, но продолжает помогать людям уже в новом месте — Центре ГИМС.
Родился и вырос Виктор в Тамбовском районе, в селе Беломестная Двойня, и с самого детства ему нравились фильмы, где в главной роли был смелый участковый. Один из самых любимых — «И снова Анискин» (12+). Именно после него у мальчика появилась мечта работать участковым на селе, помогать людям.
— Смотря детективы, всегда анализировал действия хулиганов и преступников. Пытался добраться до истины быстрее главного героя, — с улыбкой вспоминает инспектор. — Конечно, выходило не всегда, но в этом и интерес. Думаю, именно романтизация профессии в фильмах дала мне толчок для поступления в Московский юридический институт. Служил во многих подразделениях МВД, последнее — отдел по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Но именно тогда — в детстве — я усвоил одно правило, которое мне удалось пронести через многие годы: на всех должностях и в любой профессии первостепенным является уважительное отношение к людям.
Безопасность превыше всего
Многие считают, что инспекторы по маломерным судам работают только в тёплое время года, но это не так. Рейды проходят круглогодично, причём не только на воде, но и на берегу. Среди задач, поставленных перед инспекторами — осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами, их базами, а также обеспечение безопасности людей на водных объектах.
— Конечно, с открытия купального сезона и до конца октября в нашей работе наступает особый период. Патрулируем, присматриваем за детьми в общественных местах, за гребными лодками, которые тамбовчане особенно любят брать напрокат. Зимой выезжаем на снегоходах или же патрулируем пешком. Контролируем места массового выхода на лёд любителей рыбалки, смотрим, чтобы все были в трезвом состоянии, раздаём памятки, — рассказывает Виктор Лавринов.
По данным на 14 июля, с начала этого года в Тамбовской области утонуло 14 человек. У каждой трагедии своя причина, но статистика неутешительна. Иногда для того чтобы сохранить свою жизнь, нужно просто придерживаться несложных правил: не употреблять алкоголь на пляже и судне, надевать спасательные жилеты, не купаться в непредназначенных для этих целей местах, рационально рассчитывать свои силы и не рисковать.
Инспектор отмечает: самое распространённое правонарушение среди отдыхающих — это нахождение детей и взрослых в маломерном судне без спасательного жилета. Жилетов должно быть ровно столько же, сколько и людей на судне, при этом снимать их во время поездки категорически запрещено. Кроме того, на маломерном судне обязательно должны быть спасательный конец Александрова (спасательный линь) или спасательный круг в зависимости от технических свойств судна, черпак, отмашные флажки.
— Кроме оснащения, также важно соблюдение скоростного режима на реке. Приближаясь к гребным лодкам, катамаранам и пляжам, маломерные суда с мотором обязаны в целях безопасности снижать скорость. Стоит отметить, что любое маломерное судно не имеет права заходить на пляжную зону, которая обнесена буйками. В свою очередь, отдыхающим запрещено заплывать за буйки, — говорит инспектор ГИМС.
В практике инспекторов нередки случаи, когда лодки переворачивались, и людей необходимо было спасать.
— Одна из таких лодок перевернулась после прохождения мимо неё судна на большой скорости. К счастью, мы успели вовремя и никто не погиб. Мы быстро спасли людей из воды и доставили на территорию ГИМС, вызвали скорую помощь, — вспоминает Виктор Лавринов.
Из-за того, что судоводители по своей неопытности начинают хаотично передвигаться в лодке во время её раскачивания или не сбрасывают скорость, приближаясь к другим судам, и происходят подобные случаи. Самое устойчивое место на судне — корма, другими словами, его задняя часть. В случае качания лодки нельзя вставать, следует, сидя на месте, удерживать равновесие. Именно поэтому все должны быть в спасательных жилетах, особенно дети. Ребёнок не сможет сориентироваться так же быстро, как взрослый: начнёт паниковать, попадёт в воду, хлебнёт её и даже не успеет понять, что тонет. Это касается даже тех, кто умеет держаться на воде. В стрессовой ситуации человек может банально растеряться.
Получить права
Наряду с ежедневным патрулированием, инспекторы ГИМС принимают экзамены по вождению у будущих судоводителей. Раньше перед сдачей экзамена кандидату необходимо было пройти специальное обучение, теперь желающие могут сдавать экзамен «экстерном». Для этого необходимо оформить документы, оплатить госпошлину и представить медицинскую справку.
Экзамен проходит в Центре ГИМС каждый четверг. Первая часть экзамена — теория. Только после успешного прохождения тестирования кандидат в судоводители допускается к сдаче «практики». На Цне экзаменуемый должен показать умение ориентироваться по специальным знакам и выполнить следующие манёвры: водная змейка, причал к необорудованному берегу, спасение утопающего и оказание первой медицинской помощи. В случае успешной сдачи переаттестацию нужно будет пройти только спустя десять лет.
Несмотря на то, что Цна считается несудоходной рекой, судоводителей в регионе становится с каждым годом всё больше. Но не стоит забывать, что права управлять маломерным судном можно и лишиться: за управление в нетрезвом виде, за неоднократное нарушение правил плавания и стоянки, за несоблюдение требований навигационных знаков.