Неровные, созданные природой, очертания дерева выглядывают из-под прозрачной бирюзового цвета эпоксидной смолы, словно древние скалы из-под морских волн. Рассматривая заготовки в мастерской, где, сочетая дерево и эпоксидную смолу, создают мебель и предметы интерьера, невольно думаешь о волшебстве. Волшебно соединяются в единое целое два абсолютно разных материала. Волшебно выглядят деревянные спилы под слоем полимера. Волшебно вписываются в интерьер готовые изделия.
Мастерской Андрея Манякина и Святослава Черных нет ещё и года. Но, кажется, по уровню владения материалами и инструментами они тоже похожи на волшебников.
Андрей и Святослав, проводя ознакомительную экскурсию по мастерской, поясняют: несколько лет помещение не использовалось. Перед тем, как начать работу, здесь всё разобрали и навели порядок.
Первое, что показывают мастера, — большой спил ствола тополя, на котором они учились обработке дерева. Неидеально круглый, но идеально гладкий после множества прохождений через шлиф-машинку, он показывает всю красоту натурального дерева. Вокруг, на столах, инструменты, от маленьких ручных до увесистых навесных станков.
— Это наше собственное изобретение, для удобной обрезки больших заготовок. По сути, мы модернизировали фрезер, который придаёт круглую форму деревянным спилам, делает кромку, — поясняет Андрей Манякин.
На соседнем столе — заготовки, уже прошедшие первоначальную обработку. На них нет коры, поверхность зачищена «шкуркой» разной жёсткости. Позже дерево обработают специальными маслами и пропитками, чтобы можно было затем работать непосредственно со смолой.
Проходя дальше, Святослав замечает: большая территория помещения и несколько этажей дают возможность разграничить пространство и оборудовать разные цеха. К примеру, при «шкурении» дерева образуется много пыли и грязи, которые неуместны при работе со смолой.
— Это, конечно, не заводской цех, но, по сути, в каждой комнате проходят свои производственные операции. При отсутствии такой пространственной возможности было бы сложнее. Представьте: после работы со шлиф-машинкой требовалось бы начисто мыть комнату каждый раз, прежде чем заливать форму эпоксидкой. А так мы перемещаем заготовки с места на место, — рассуждает Святослав Черных.
Друзья детства, Святослав и Андрей после школы потеряли друг друга и почти случайно снова встретились уже во взрослой жизни. Поняв, что оба хотят перемен в профессиональной жизни, решили заняться производством мебели. В информационном плане — развитии соцсетей — молодым людям помогает супруга Святослава Марина.
— Поначалу рассматривали идею небольшой мебельной мастерской. У нас есть опыт работы с деревом и металлом, пробовали технологию каретной стяжки. Позже, изучив рынок и спрос, как раз и пришли к сочетанию дерева и эпоксидки, — говорят Андрей Манякин и Святослав Черных.
Андрей до недавнего времени служил в правоохранительных органах, Святослав был связан со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому в производственном мире они новички. Впрочем, мастера замечают: ремесло создания предметов интерьера из эпоксидной смолы также довольно молодое, в Россию пришло около шести лет назад.
— Первые мастера постигали это направление, что называется, методом проб и ошибок. Мы можем учиться у уже опытных специалистов. Хотя и на своём опыте узнаём много нового и полезного, — замечает Андрей Манякин.
К примеру, до того, как вплотную заняться столярным делом, мастера не задумывались о свойствах разных пород дерева. К примеру, дуб, который в обывательской среде считается своеобразным королём среди деревьев, для работы с эпоксидной смолой мало подходит.
— Для сочетания с эпоксидкой нужны определённые свойства дерева, которых у дуба и многих других пород нет. Но очень хорошо с эпоксидной смолой ведут себя, например, ива и карагач. По дереву мы работаем с поставщиками в основном с юга России, — уточняет Марина Черных.
Мастера замечают: они готовят пакет документов для подачи заявки на получение господдержки по соцконтракту. Если заявку одобрят, будет дополнительная возможность для ускорения ремонта помещений и приобретения современного оборудования.
После обработки дерева начинается самый интересный этап работы. Заготовки нужно уложить в формы и залить эпоксидной смолой. Звучит просто и быстро, а на деле это кропотливый и длительный процесс. Размешивая смолу для будущего прикроватного столика, Святослав поясняет: смола заливается несколькими слоями, каждому нужно время для высыхания.
Эпоксидная смола — материал довольно прочный. А чтобы сделать его красивым и придать каждому изделию индивидуальность, в прозрачную смолу можно добавлять различные красители. В подтверждение этих слов мастера показывают заготовки для настенных часов в разной цветовой гамме: глубокие красные, бирюзовые и с благородным чёрным отливом.
При этом часто мебель или предметы интерьера изготовляются парно. Бывает, что спустя какое-то время клиенты просят в дополнение к журнальному столику сделать часы в таком же стиле. Так было, например, с красными часами, которые после завершения работы отправятся в один из тамбовских барбер-шопов, где уже «живёт» стол в красных тонах.
Дополнительное преимущество таких изделий — их эксклюзивность. Несмотря на общий стиль, сделать две абсолютно одинаковые вещи невозможно.
— Создание мебели или предметов интерьера — работа творческая и небыстрая. Например, на изготовление стола нужно около месяца. Это время и для обработки дерева, и для работы со смолой, и для производства других деталей – например, деревянных или металлических ножек. Всё делаем сами. И, несмотря на кропотливый труд, нам нравится наше дело. Надеемся, что это только начало, — говорят Андрей Манякин и Святослав Черных.