В творческом симбиозе плодотворно сосуществуют мастера ювелирного искусства и новейшая техника. О том, как стать востребованным ювелиром, пробах, законах и необычных заказах, мы поговорили с руководителем сети мастерских по ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов Михаилом Пономарёвым.
Образование, умения и навыки
Быть ювелиром никогда не было просто. Получить теоретические знания можно в училищах, колледжах, академиях или по книгам. Не избежать в этом деле и царицы всех наук — математики. К тому же ювелир должен знать температуру плавления металлов, особенности их взаимодействия, технологии. А практические знания сможет дать только опытный мастер. Михаил Пономарёв прошёл долгий профессиональный путь. В 2000-х они с приятелем устроились подмастерьями, где и получили первые знания о ювелирном деле.
— Нас обучили, мы получили сертификат и приступили к практике. Никакого образования ювелира у меня нет, только ручной труд. Работали с драгоценными металлами: серебро, золото, титан и драгоценные камни. Опытный мастер показывал, как отливать изделия, объяснял, что такое пробы золота, аффинаж (процесс очистки некоторых тяжёлых металлов от примесей — прим. ред.), — говорит ювелир.
Конечно, в первое время молодой человек столкнулся со сложностями в работе. Ему был непонятен технологический процесс. Что, зачем, почему и в каком порядке нужно расплавить, добавить, смешать и прочее.
— В настоящее время на заводах все мастера поделены на отделы и каждый занимает конкретную нишу. Мастер, который работает с индивидуальными заказами, должен уметь делать всё. Это приходит с опытом, и все сложности перестают со временем таковыми быть, — рассказывает Михаил.
С недавнего времени в арсенал ювелиров добавились новейшие технологии, инструменты и искусственный интеллект. Многие говорили о том, что с их появлением благородное ремесло окажется под угрозой исчезновения. К счастью, мастера стали гибче. Профессия трансформировалась, новые технологии не заменили человека, а лишь немного облегчили его труд.
Об этапах работы
Как правило, потенциальные заказчики ювелирных украшений по индивидуальным эскизам приходят в мастерскую уже с представлением того, что они хотят получить в результате. Это либо готовое примерное фото изделия, либо же нарисованный от руки эскиз. В любом случае все подробности и тонкости работы обговариваются ещё и с дизайнером, который затем переносит макет изделия в специальную программу 3D-моделирования. Уже там специалист прорисовывает изделие по заданным параметрам: вес, размер, количество камней и прочее. На экране монитора можно исправлять и дополнять изделие бесконечное количество раз.
— Далее макет переходит в руки мастера, который взращивает модель будущего ювелирного изделия на 3D-принтере или станке с числовым программным управлением. В результате получается объёмная модель из воска в натуральном размере со всеми толщинами, фактурами, рисунками и надписями. Далее в дело вступает другой ювелирный материал — формомасса, по-другому его называют огнеупорный гипс, — поясняет Михаил Пономарёв.
В формомассу ювелир помещает восковую модель и убирает в печь, где воск вытекает, оставляя в гипсе след, в точности повторяющий все изгибы изделия. Уже в получившуюся форму отливается драгоценный металл. После мастер-ювелир доводит изделие до финального образца: тщательно обрабатывает поверхности, закрепляет камни.
Тонкости обработки у каждого драгоценного металла свои. Значительное отличие в этом плане у белого золота. Для придания металлу чистого белого блеска применяют родирование — гальванические покрытие изделия тонким слоем родия. По словам нашего героя, в Тамбове мало кто берётся за такую работу, так как этот сплав достаточно дорогостоящий. Но при согласии клиента их мастерская берётся и за такие заказы.
Ювелирные тенденции
По словам Михаила Пономарёва, сейчас общество пришло к тому, что мало кто хочет штампованное изделие из драгоценного металла из обычного магазина. К тому же изделие на заказ порой выходит даже дешевле. При этом ювелирное украшение делается по индивидуальным параметрам.
— Многие в наше время продолжают отдавать предпочтение золоту, так как его расценивают не просто как украшение, но и как некий вклад в будущее. 90% наших заказчиков хотят настоящее золото, пробу и готовы вносить дополнительные деньги за то, чтобы отвезти изделие в Москву и поставить её на заводе. Сами мы не имеем права ставить пробу, — отмечает ювелир.
Постоянными клиентами мастерских являются молодожёны. Все хотят обручальные кольца с «изюминкой». Причём не только стандартного, но и скошенного и резаного типа. Цепи, серьги-пусеты тоже популярны.
— В настоящее время среди девушек пользуются популярностью также украшения для пирсинга, — рассказывает Михаил.
Бывают у ювелиров и необычные заказы. Однажды в мастерскую обратился мужчина с просьбой сделать золотой браслет с головой волка.
— Такую работу сложно забыть. Мужчина сделал себе подарок. Литьевой браслет с двойным панцирным плетением с головой волка. Весил он около 80 граммов, — вспоминает мужчина.
Ювелир отмечает, что каждый случай в работе особый, и часто даже личный. Одна ошибка может стоить нескольких недель работы, поэтому мастер должен быть внимателен, обладать развитой мелкой моторикой, хорошим глазомером, отличным цветоощущением, аккуратностью, усидчивостью, способностью к концентрации внимания. Также не стоит забывать и о творческой составляющей, ведь именно поэтому данную работу гордо называют ювелирным искусством.