Лента новостей
Статья17 сентября 2022, 10:30

Святое место в цнинских дебрях: страницы истории Троицко-Цнинского монастыря Притамбовья

Возникший за 20 лет до основания Тамбова, Троицко-Цнинский монастырь занимался миссионерской деятельностью в среде местной мордвы, указывая ей путь из язычества в лоно православной веры. Однако история совершает порой неожиданные повороты: всего через полстолетия монастырь был разрушен.

Святое место в цнинских дебрях: страницы истории Троицко-Цнинского монастыря Притамбовья
Фото: из книги Сергея Першина «Галдым»

Неожиданная находка

Сейчас на месте монастыря, который тамбовские историки называют «южным форпостом православной Руси», не найти ничего, кроме деревьев и кустарников, а когда-то здесь, недалеко от села Троицкая Дубрава Тамбовского района, располагалась обитель, оказавшая большое культурное влияние на округу и населяющую её мордву.

Появился Троицкий Цнинский монастырь во время воцарения первого государя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. Мать новоизбранного царя, великая инокиня Марфа Ивановна, получила от сына в земельное владение сёла Верхоценской волости и, по словам историка Тамбовской учёной архивной комиссии Петра Дьяконова, «стала радеть о религиозно-нравственном развитии жителей этой местности».

Задокументированная история Троицко-Цнинского монастыря начинается в 1615 году, когда первые писцы Верхоценской волости обнаружили в лесных дебрях на берегу Цны пустынь, основанную монахами-миссионерами.

«Узнав от писцов о существовании этой пустыни, великая инокиня не замедлила прийти на помощь труженикам о Христе, и через 13 лет по её жалованной грамоте они получили земельный надел в 33 с лишком десятины пашни (около 36 гектаров, — прим. ред.) <…> Пустынь переименовалась в монастырь, получивший название Троицкого, потому что выстроенная при его учреждении церковь была во имя Живоначальной Троицы», — пишет Пётр Дьяконов.

Монастырская жизнь

Получив от матери царя щедрый дар, монастырь довольно быстро строился и обустраивался. Приехавшие через десять лет царские слуги изумились, увидев, какой стала скромная некогда обитель.

На территории монастыря писцов встретили Троицкая и Благовещенская церкви, стены которых монахи обставили иконами с серебряными ризами и венцами. В церковном хранилище писцы обнаружили много одежд из дорогих тканей и собрание богослужебных книг в новых, хороших переплётах. Закрома же монастыря ломились от разных хлебов: ржи, овса, пшеницы и проса в житницах хранилось более 59 тысяч литров, что равняется 418 центнерам.

Над воротами монастыря возвышалась колокольня с шестью колоколами, пять из которых были пожертвованы благотворителями: благовестный колокол монастырю подарил основатель Тамбова воевода Роман Боборыкин, два меньших колокола пожертвовал настоятель монастыря отец Нифонт, и два других появились благодаря крестьянам Семёну и Тимофею Ильиным. Шестой колокол сделали на средства обители.

«В течение одного десятилетия благодаря энергии и умелой распорядительности отца Нифонта и труду его сподвижников Троицкий монастырь достиг такого благоустройства, какого не имели многие старые монастыри того времени», — пишет историк Дьяконов.
Святое место в цнинских дебрях: страницы истории Троицко-Цнинского монастыря Притамбовья
Фото: из книги Сергея Першина «Галдым» / Семья Василия Павперова была очевидцем пожара, в котором погибла Троицкая церковь

В десяти монастырских кельях вели тихую, уединённую жизнь пять иеромонахов, четырнадцать простых монахов, келейник, церковный дьячок и белец (человек, живущий в монастыре, но не собирающийся постригаться в монахи, — прим. ред.) Ганка Иванов. Всё их основное время занимало чтение священного писания, церковные богослужения и присмотр за внутренним хозяйством монастыря.

Содержали же святую обитель крестьяне Троицкой Слободки, возникшей одновременно с монастырём. Они обрабатывали монастырскую землю, ловили рыбу для монахов и на продажу, косили сено и ходили за скотом. Однако почти половина земель, пожалованных обители великой инокиней Марфой, не обрабатывалась. Чтобы это исправить, Троицко-Цнинский монастырь создал на диких территориях новые посёлки, получившие названия Вихляйка, Дубровка и Городище. Немного позже образовались крепостные деревни Гулынка, Поповка и Поганка.

Несколько десятилетий монастырь процветал: земельные угодья не только обеспечивали его нужды, но и позволяли делать большие сбережения, а крестьяне с уважением относились к монахам и их миссионерской деятельности. Всё это было верным признаком того, что Троицко-Цнинский монастырь простоит еще немало лет. Но судьба распорядилась иначе.

И всё сгорело…

В XVII веке Россия переживала непростые времена. Война с Польшей, рост налогов, неудачная денежная реформа, эпидемия чумы, голод — всё это тяжёлым грузом опустилось на плечи русского мужика. Крестьяне начали сбегать от помещиков, на что царская власть ответила массовым сыском. В итоге народному терпению пришёл конец.

В 1667 году крестьяне и казаки восстали против феодального гнёта. По Поволжью и Придонью прокатилась крестьянская война под предводительством атамана Степана Разина. Боевые действия затронули и Тамбовщину, в частности, Троицко-Цнинский монастырь, монахи которого остались верны царской власти.

В 1670 году были сожжены все монастырские постройки, из которых уцелела только Троицкая церковь. Сильно пострадали близлежащие селения. Многие крестьяне, не поддержавшие авантюру Разина, были убиты или уведены в плен, а их дома разрушены.

«Бунтовщики испепелили тихое прибежище для уединённой подвижнической жизни. Оно сгорело, как говорится, дотла, а степные ветры развеяли пепел его по окрестным полям», — пишет Пётр Дьяконов.

Позже земли монастыря и его крестьяне были приписаны к Московскому Чудову монастырю, который отстроил обитель заново. Однако во время церковной реформы, устроенной императрицей Екатериной II в 1764 году, Троицко-Цнинский монастырь был упразднён, а его деревянный храм стал приходским для села Троицкая Дубрава. С течением времени церковь ветшала и, в конце концов, канула в Лету.

При подготовке материала использован реферат П.А. Дьяконова «Упразднённый монастырь».

Автор:Ольга Мещерякова