В селе Горелом Тамбовского района Татьяна и Александр Сусловы обосновались в 2000 году. На улице Ленина супруги приобрели дом, который на протяжении 22 лет отстраивали и обустраивали, в котором воспитывали детей и работали. И всё у Сусловых было ладно, пока хмурым сентябрьским днём пожар за десять минут не обратил в прах результат их многолетнего труда.
В день пожара, 8 сентября, в доме Сусловых было многолюдно: к Татьяне, Александру и его престарелой маме, за которой супруги ухаживали, приехали в гости дочери с маленькими внуками.
— В тот день мы, как обычно, проснулись и все вместе позавтракали, как у нас заведено, когда собирается вся семья,— вспоминает Татьяна. — Потом дочери уехали по своим делам в Тамбов, а внуков оставили нам. Мы с мужем решили прогуляться с ними до моей мамы, которая на соседней улице живёт, и заодно посмотреть, что у неё забарахлило в стиральной машинке.
Татьяна с мужем собрали детей, уложили их в коляски и вышли из дома. На часах было 13:35.
Придя к матери Татьяны, Александр отправился осматривать машинку, а сама она осталась вместе с внуками, уснувшими в колясках, и мамой на улице.
«Вы горите!»
Первой неладное почуяла собака.
— Минут через 10 начала лаять мамина большая собака, — рассказывает Татьяна. — И лаяла она, как мне показалось, в сторону огорода, туда, где был наш дом. Мама предложила отпустить пса, мол, может он просто побегать хочет. Мы это сделали, но он никуда не побежал, а развернулся и опять начал лаять в сторону нашего дома. Тогда я вышла посмотреть, может, кто-то на соседнем огороде убирается и поэтому собака тревожится. Но на огороде никого не было. Я вернулась обратно к детям, и тут мне звонит сосед и сначала спрашивает, дома ли мы, а потом говорит: «Вы горите!»
Татьяна признаётся, что смысл слов соседа дошёл до неё не сразу, а когда осознание наконец пришло, Татьяна выбежала на огород, подняла взгляд к небу и разглядела дым, поднимающийся из-за стены деревьев.
— Мы оставили детей у мамы и побежали с мужем через огород напрямую. Когда выбежали из-за деревьев на свой участок, то увидели полыхающий уличный туалет и гараж. Шифер стрелял, из-под крыши уже повалил густой чёрный дым. Страшно было, — вспоминает Татьяна Суслова.
Не теряя драгоценного времени, Александр кинулся в дом спасать свою мать, а Татьяна попыталась отогнать автомобиль дочери на безопасное расстояние в сад, но не получилось: дверь от высокой температуры заклинило. Поняв, что машину не спасти, Татьяна принялась поливать водой из рядом стоящей бочки мотоблок и охваченные огнём задние колёса мини-трактора.
Александр, в свою очередь, вытащил из пламени ничего не понимающую мать и с помощью прибежавшего соседа усадил её во вторую машину, которую затем выгнал со двора. Потом бросился на помощь жене.
Через пару минут, по словам Татьяны, приехали пожарные и начали отсекать соседние дома от пламени: застройка в их районе плотная, ветер в тот день был неслабый, и огонь мог легко перекинуться на крыши соседей. Потом спасатели залили то, что осталось от дома.
— Страшно смотреть и понимать, что ничего не можешь сделать, что горит то, что наживалось годами, — устало рассказывает Татьяна. — Плохо помню, что было потом. Мы куда-то ходили, что-то просили. Надышались дымом, голова болела. Я чуть не потеряла сознание.
Новое потрясение
С пепелища Сусловы ушли в восемь часов вечера. Вернулись в дом Татьяниной мамы. Дочерям в город звонить не стали, чтобы не пугать их, но девушки всё узнали сами из соцсетей и приехали настолько быстро, насколько смогли.
Пожар уничтожил практически всё: дом, мастерскую супругов, документы. Не осталось даже одежды, кроме той, прожжённой и грязной, в которой были Сусловы.
— Вот тогда выражение «остаться без порток» дошло до нас в полной мере, — замечает Татьяна. — И мы очень благодарны людям, которые в первый же вечер принесли нам два пакета с одеждой. Да, там были старые, поношенные вещи, но нам хотя бы было, что надеть на следующий день, чтобы поехать в пожарку подписывать бумаги.
Потеря дома — большое потрясение, но Сусловы даже в этой ситуации пытались не унывать. Спасённые трактор и мотоблок давали надежду, что всё наладится, что весной супруги смогут обработать землю и начнут отстраиваться.
Однако утром, когда Сусловы вернулись на свой участок, чтобы с помощью знакомого перевезти технику, они её не обнаружили.
— Мы пришли на наше пепелище, и нас убило то, что люди своровали мотоблок, — рассказывает Татьяна. — Трактор увезти не смогли, поэтому разобрали, раскурочили на запчасти, в одну ночь. Это нас ранило настолько, что сдержать слёз невозможно было. Вот так по-разному открываются люди в тяжёлые моменты: кто-то бросается в огонь, как сосед Дима, который помог вынести нашу бабушку, а кто-то тащит последнее, что уцелело.
А после начались обычные будни: восстановление документов, написание заявлений, расследование причин пожара. В заключении экспертизы специалисты МЧС обозначили, что возгорание произошло извне. Что или кто стал причиной — неизвестно. Дело передали в МВД.
— Но факт остаётся фактом — мы остались без дома. Сейчас пока ютимся у моей мамы. Будем потихонечку разбирать завалы к зиме, а к весне готовить участок под стройку, — делится планами Татьяна Суслова.
Несмотря на все беды, Татьяна отмечает, что в этой истории есть и светлая сторона.
— Мы узнали, как много чутких, добрых и неравнодушных людей есть у нас в районе, области и в стране. Совершенно незнакомые люди везли нам продукты, одежду, подушки, одеяла. Нам жертвуют деньги кто сколько может, и мы очень за это благодарны, — говорит Татьяна. — Если для того, чтобы почувствовать такую связь всех людей, нужно было, чтобы сгорел наш дом, — что ж, не такая это большая цена. Дом отстроится, но вот эта связь и понимание того, что Россия сильна взаимовыручкой, что один в поле не воин… Это действительно ценно.
Чтобы помочь Сусловым в их непростой ситуации, можно связаться с Татьяной по телефону 89537051786.