— Прежде всего, было желание сделать что-то интересное для детей. Поскольку я сам хорошо умею работать руками, то решил обучать этому же ребят, — говорит Вадим.
Проведя тщательный анализ рынка, Вадим Щенников пришёл к выводу, что данная ниша довольно свободная и развернуться со своей идеей есть где.
— На самом деле было очень мало предложений в разных городах, — рассказывает руководитель сети мастерских. — В основном это были какие-то энтузиасты «старой школы», так скажем, которые занимались с детьми либо в школьных помещениях, либо в подвальчиках. Но такого, чтобы была какая-то сеть с хорошим оформлением, на современный лад — такого я не увидел. В итоге в сентябре 2019 года мы начали реализовывать проект мастерской «Туки-Туки».
Молоток, лобзик, шуруповёрт
Проект нашёл спрос у населения, поэтому к 2022 году сеть мастерских разрослась до восьми филиалов в разных городах России. Тамбовский филиал — один из самых молодых.
— Я верю в ту идею, что такая мастерская может успешно существовать в любом городе от 100 тыс. населения, хотя иногда приходят заявки и из городов в 50 тыс. населения. А Тамбов — город немаленький, всё-таки областной центр, — объясняет Вадим свой выбор места для открытия новой мастерской. — Первый наш филиал открылся в моём родном городе Миассе в Челябинской области, в нём всего 150 тыс. человек. И такая тактика, на самом деле, имеет большой плюс. Многие франчайзинговые сети начинают с Москвы, сверху вниз, и зачастую бывает такое, что цифры, полученные в Москве, они пытаются потом спроецировать на маленькие города, и это неизбежно заканчивается провалом. Мы же хорошо знаем экономику и специфику небольших городов, поэтому проект стал успешным.
Весь сентябрь в небольшом, но, тем не менее, просторном светлом помещении, где проходят занятия, велась подготовка к встрече маленьких гостей. Первого октября дети под руководством приехавшего на открытие филиала Вадима и его тамбовского франчайзи-партнёра Дмитрия уже опробовали себя в роли мастеров.
Надев фартуки и получив от преподавателей наушники и защитные очки, первым делом дети повторили правила техники безопасности: всё-таки работать придётся с серьёзными, «взрослыми» инструментами.
После повторения начинается непосредственно само занятие. Сначала преподаватель показывает образец того, что ребятам предстоит мастерить. В качестве примера Вадим Щенников приводит деревянный пистолет, стреляющий резинками, — это одна из первых и самых лёгких поделок. Затем начинается интенсивная работа. Мастерят дети с нуля: пилят электролобзиками, сверлят, забивают гвозди, шлифуют. Наставники им помогают, где-то подсказывают и никогда не делают заготовки заранее, чтобы дети потом их просто сколачивали. На занятиях ребята всё делают сами, своими руками.
— Интересно наблюдать за ребятами 12-13 лет, которые сначала настроены несколько скептично, потому что им кажется, что они уже всё знают и умеют. Они кажутся себе серьёзными и взрослыми, а потом, когда в конце занятия им в руки попадает сделанный ими пистолет, начинается настоящая войнушка, смех, шум, гам. Мы возвращаем детей в то детство, которое было когда-то у нас, в детство без гаджетов, — говорит Вадим.
Все поделки ребята могут забрать домой. По словам Вадима, часто у детей собираются целые коллекции, которыми потом они хвастаются перед сверстниками в школах и детских садах.
Воспитание через труд
Занятия в мастерской проходят исключительно в группах: Вадим Щенников считает, что только в хорошей компании дети смогут правильно социализироваться. Число детей в группе не превышает 6-7 человек.
— Это оптимальное количество, при котором мы сможем обеспечить безопасность и в то же время уделить внимание каждому. Ну и соседи сверху с ума от шума не сойдут, — шутит Вадим.
На вопрос, что именно ждут родители от занятий их детей в мастерской, Вадим отвечает: у всех цели разные. Для некоторых важно развитие мелкой моторики, для других — чтобы ребёнок оторвался от телефона и компьютера, чтобы у него появилось понимание, что радость может подарить не только пройденный уровень в игре, но и сделанная своими руками поделка.
— Откуда берутся дома не повешенные полочки, болтающаяся дверка шкафчика, недоделанный ремонт или вообще его отсутствие? Обычно это папа не может что-то сделать своими руками. Чаще всего такое происходит из страха приступить к делу или незнания инструмента и техники работы. А дети, которые ходят в мастерскую, уже будут уметь держать в руках лобзик и обращаться с шуруповёртом. Благодаря этому они становятся более уверенными в себе и как будущие мужчины-хозяева, и в целом в жизни. Они делают что-то такое, чего их сверстники делать не умеют, и, работая с инструментом, чувствуют себя старше и ответственнее, — говорит Вадим Щенников.
С удовольствием столярничают и девочки. Вадим отмечает, что мальчишек такое интересует всё же больше, но девочки, которые ходят на занятия, нисколько от них не отстают. Как правило, они более внимательно слушают преподавателей, а работы у них выходят чище и аккуратнее.