Любовь и страсть к охоте Александру Яковлевичу привил его отец, охотник-любитель, взявший однажды с собой на вылазку 13-летнего сына. С тех пор минуло много лет, сейчас Александру уже 76 лет, но, несмотря на почтенный возраст, он продолжает в компании других охотников с ружьём наперевес выслеживать больших и малых зверей в охотничьих угодьях разных районов Тамбовской области.
Александр Яковлевич — охотник преимущественно лесной. Приходилось охотиться и в поле, но душа всё же больше тянется к деревьям и извилистым лесным тропам.
— Я люблю чернотропную охоту, когда снега ещё нет. Снег мне не нужен. Только он выпадает, и всё, уже совсем не то, — рассказывает охотник. — Потому что люблю сам разбираться в обстановке, и чем больше на земле игл и листвы, тем лучше. Нравится ходить, лазить везде, чувствовать.
Сидеть в засадах и звуками подманивать к себе будущую добычу — не для Александра. Приветствует он только активную охоту, когда нужно, держа наготове двуствольное ружьё и верного пса под рукой, пробираться через кустарник, разыскивая звериный след.
День из жизни охотника
«Рабочий день» охотника начинается рано утром и заканчивается затемно.
— Когда я был моложе, в ноябре мы выходили на охоту в шесть часов утра,— рассказывает Александр Яковлевич. — Из Черняного уходили за 12 километров в галдымский лес охотиться по чёрной тропе. Возвращались в темноте, часов в девять вечера. Жена моя, Нина Ивановна, нас и встречала, и провожала. Придём, чай попьём — и спать, а на другой день опять на охоту. И не уставали весь день на ногах проводить.
Добычей Александра Крюкова становились все животные, на которых в Тамбовской области разрешена охота. В список входят как утки, косули и лоси, так и более опасные и свирепые волк и кабан.
— Зимой раньше волков загоняли в Галдыме. У меня и сейчас верёвка с красными флажками на три километра на катушках смотана, — говорит Александр Яковлевич.
Верёвкой с привязанными к ней красными флажками тамбовские охотники оцепляли участок с хищниками, оставляя при этом несколько свободных проёмов. Из-за человеческого запаха, исходившего от флажков, волки не могли вырваться за верёвки и ходили вдоль них, ища бреши, возле которых их и поджидали люди. Так охотились на волков.
Каждая охотничья вылазка особенная, но самой запоминающейся для Александра Яковлевича стала охота на кабана, которая для двух охотников едва не закончилась плачевно.
— Однажды нас чуть не разорвал кабан. Крупная была зверюга, 250 килограммов веса в нём оказалось. Мы его с другом ранили и начали преследовать. Завёл он нас в такой сосняк, что в трёх шагах ничего видно не было. Ну и начали ходить друг за другом: мы — за ним, а он — за нами. В итоге нашли его лежащим в канаве. Стрелять не стали, подумали, что он больше не встанет, ведь крови много потерял, всё логово было залито. Навели на него ружья, подходим, а он как фукнет, как засопит. Кинулся на нас, пошёл вперёд прыжками, крупный, здоровый такой. Мы в него по два раза выстрелили, он остановился возле нас, и мы его добили. Еле его вытащили потом. Клыки были страшно огромные. У меня впервые был такой экземпляр.
Но любимым трофеем для Александра Крюкова до сих пор является обыкновенный заяц. Объясняет он это тем, что крупных животных поймать легко, а зайцы, даже при охоте в компании гончих собак, остаются целью труднодостижимой.
Лучшие выжлецы
Сколько бы опыта ни было у охотника, без верного четвероногого друга охота легко может закончиться ничем. Собаки всегда были главными помощниками охотника: они и вынюхают добычу, и приведут к ней своего хозяина, и удержат на месте, если надо.
Всю жизнь Александр Крюков охотился с гончими. Их же всю жизнь и натаскивал, превращая маленьких неопытных щенков в первоклассных выжлецов (гончий кобель — прим. ред.).
— Март-апрель отдыхал, а в мае с трёх утра уходил на нагонку, — вспоминает Нина Крюкова, жена охотника.
Вместе с будущей охотничьей собакой Александр уходил в лес, где спускал щенка с поводка и давал ему познакомиться со всем разнообразием лесных запахов. Постепенно щенок привыкал к лесу и после многочисленных тренировок приобретал умение выслеживать зверя.
Александр Яковлевич перестал заниматься разведением охотничьих собак лишь два года назад: возиться с ними в силу возраста стало слишком хлопотно. А раньше его хвостатые подопечные занимали почётные места на соревнованиях. Вместе с ними Александр Крюков объехал почти всю Россию: был и в Москве, и в Питере, и в Йошкар-Оле. Привлекали собаки горельского охотника внимание не только российских, но и иностранных заводчиков.
— Был у меня выжлец по кличке Туман, — рассказывает Александр. — Элитный был пёс, на всероссийских состязаниях гончих в 2000 году взял третье место в России и получил диплом второй степени по зайцу-беляку: из 60 минут преследования он только 19 минут не был в погоне. Потом приехали на одну из выставок норвежцы, заинтересовались Туманом, долго уговаривали меня продать его им. В итоге выкупили и увезли в Норвегию на племя.
Несмотря на то, что собаками Александр теперь не занимается, от охоты он не отказался и на момент нашего разговора собирался вместе с друзьями на охоту на копытных.
А тем, кто хочет заняться охотой, Александр Крюков советует начинать как можно раньше и охотиться только честно, не занимаясь браконьерством.